Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Зона риска: секретные тюрьмы Тбилиси
19 октября 2010 19:05 Вторник

Похищение Чакаберия происходило по другому сценарию. Он был арестован в грузинском городе Зугдиди при покупке оборудования для сельского медицинского пункта. Грузинские власти хотели из этого задержания сделать образцово-показательный процесс над «сепаратистом». Но ошиблись. Поднявшийся шум и резонанс на международных площадках помешали довести начатое дело до конца. В итоге, суд в Кутаиси вынес условный приговор по делу, никак не связанному с политикой, и отпустил Чакаберия домой. Теперь бывший глава администрации, а ныне фермер, не ездит в Грузию.

Впрочем, в Тбилиси сделали выводы из ситуации с Чакаберия, когда не удалось законно и открыто посадить того, кого очень хотелось посадить. Поэтому Сигуа украли «неофициально», и вердикт ему вынесли без суда и следствия.

Последнее похищение имеет отличия от вышеописанных случаев. И Чакаберия, и Сигуа - жители Гальского района грузинской национальности. И грузинские спецслужбы подбирались к ним как к «предателям». До сих пор в Тбилиси считали, что этнические абхазы имеют больше прав жить не по законам Грузии, чем живущие в республике грузины. Но Джопуа абхаз, а значит, теперь спецслужбам все равно кого похищать.

Впрочем, в мирное время, как показывает практика, даже несмотря на конфликт, невозможно тихо выкрасть человека без последствий и резонанса.

Другое дело война. В Абхазии числятся пропавшими без вести многие десятки человек и небезосновательно существуют мнения о том, что не все они погибли. Одна из таких историй о военном абхазском вертолете, который совершал в июле 1993 года рейс с восточного на западный фронт воюющей Абхазии. Вертолет бесследно исчез в отрогах Главного Кавказского хребта. После войны расследование продолжалось долгие годы, так как не удалось найти останки техники и людей. Все они бесследно исчезли.

Вертолет потерялся в районе, который тогда контролировался грузинской стороной. Родственники старались своими усилиями найти близких в Грузии, но и это не удалось. Предполагалось, что в верхней части Кодорского ущелья, которая контролировалась до 2008 года грузинскими войсками, пленные могли стать рабами. Но после его освобождения рабов славянских национальностей и бывших военных обнаружить не удалось.

В Абхазии никогда не похищают граждан Грузии. Во всяком случае, в Тбилиси ни разу не выражали протеста по таким поводам. Но и в абхазской тюрьме оказываются граждане Грузии. Обычно это грузинские граждане, по незнанию попавшие на абхазскую сторону границы. Один из последних случаев - рыбацкая шхуна, случайно заплывшая в абхазские воды. Принципиальное отличие дальнейшего поведения абхазских властей от их грузинских коллег в том, что людей не прячут в подвалах изоляторов и не считают агентами грузинских спецслужб.

Малхаза Кордзая - осужденного в Абхазии за хранение наркотиков и оружия, абхазские власти освободили совсем недавно и по настоянию международных организаций. Он был осужден после освобождения Кодорского ущелья, где проживал в селе Ажара. Во время войны Кордзая был командиром одного из грузинских батальонов, а за это в Абхазии могут впаять по самую катушку. Но почему-то прокуратура не смогла доказать обвинения в его адрес, и он попал в тюрьму «только» за хранение оружия и наркотиков.

Еще одно примечательное отличие поведения абхазских властей: Сухум всегда выдает граждан Грузии по настоянию международных структур. В таких же ситуациях Тбилиси всегда говорит, что не знает о людях, похищенных в Абхазии.

Похищения абхазских граждан - процесс, который в Грузии очень хотели бы поставить на поток. Нынешние времена не позволяют устраивать открытые шоу-процессы над «сепаратистами», поэтому люди просто исчезают. Единственное, что может остановить грузинские спецслужбы, это давление международных организаций и сильный резонанс. В ином случае, приграничные районы Абхазии превратятся в зону риска для жителей республики.

Антон Кривенюк

< 1 2
топ видео
новости региона