Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Интервью Среда обитания Люди как люди
Ваххабиты против экстрасенсов: кто кого?
06 декабря 2012 14:33 Четверг

Популярность чародеев объясняется ростом недоверия к официальноймедицине. "Большинство старых медиков покидают регион из-за безденежья и безысходности", - сообщил "Большому Кавказу" экспертный источник в Дагестане. "Уровень подготовки новых медицинских кадров не выдерживает никакой критики, поскольку в вузах республики - взяточничество. Тот дагестанец, который едет учится на врача в Москву, вряд ли потом вернется и будет работать на родине. В работающих больницах, на "Скорой" и в поликлиниках - взятки: лекарства без связей или взяток не найдешь. Пенсии у стариков и пособия по инвалидности копеечные. В таких условиях люди ходят лечиться к доморощенным знахарям и гадалкам. По сравнению с тарифами официальной медицины, знахари берут немного, а некоторые из них даже работают безвозмездно. У экстрасенсов считается, что если взял у неимущего человека последние деньги, то дар отнимется, - рассказали изданию в дагестанской диаспоре Москвы. - Медики на этот ренессанс средневековья смотрят сквозь пальцы. Им же меньше работы. В такой обстановке знахари и экстрасенсы могут вполне спокойно и почти легально работать. Разумеется, до тех пор, пока их не убьют люди из "лесного" подполья".

Кавказоведы и журналистское сообщество региона объясняют ренессанс магического мышления в регионе еще одной причиной. Исламу, за века существования на Северном Кавказе, так и не удалось до конца видоизменить религиозное сознание населения региона. Впрочем, традиционный северокавказский ислам - настолько неоднородное и сложное явление, что его невозможно втиснуть в какие-либо рамки. Как и в русском православии, в исламе народов Северного Кавказа до сих пор не изжито двоеверие. "Шаманство в Дагестане, как и другие ранние формы религии, было воспринято и подверглось трансформации исламом и сохранялось в дальнейшем в его рамках. Вместе с мусульманской религией реликты шаманства пережили период воинствующего атеизма. Происходящие с конца 80-х - начала 90-х годов XX века в Дагестане сложные процессы реконструкции духовной культуры прошлого в отношении ранних верований приводят, с одной стороны, к их определенному возрождению и распространению, а с другой - воздействие исламской идеологии в ее ортодоксальной форме выступает по отношению к доисламским и, домонотеистическим воззрениям и связанным с ними обрядам как подавляющий их фактор", - написано в предисловии к монографии российского кавказоведа Абдулгамида Булатова "Формы шаманско-магической практики у народов Дагестана в конце XIX-XX вв".

Двоеверие, помноженное на кризис традиционных исламских институтов региона и на социально-экономическую нестабильность на Северном Кавказе, породило рецидив магического мышления у одной части населения и рост джихадистских настроений у другой. Эти процессы возрастают параллельно. Конечный результат вполне предсказуем: ваххабиты убивают гадателей.

 

Тамерлан Алероев

< 1 2
топ видео
новости региона