Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Султан Реджеп I и исламское НАТО
17 июля 2012 17:33 Вторник

Эрбакан, читавший Сэмюэля Хантингтона и Фрэнсиса Фукуяму, здраво оценивал перспективы западной цивилизации и не питал иллюзий насчет мультикультурализма и либеральной модели развития. Отец политического ислама логично полагал, что мультикультурализм в западном понимании - это утопия, которая приведет Запад к цивилизационному конфликту с пассионарным исламским миром. И чтобы Запад избежал краха, ему нужно вступить в равноправные отношения с "большой мусульманской семьей", которую будет возглавлять Турция.

Созданная Эрбаканом партия "Рефах" ("Благоденствие") опиралась на практику суфийских орденов. Такие принципы суфиев, как закрытость, двойная жизнь, активное участие в политике и экономике, некоррумпированность импонировали турецкому обществу и способствовали приходу к власти первого в истории Турции исламистского правительства. На то, что это будет, намекал в начале 90-х видный турецкий суфий Мюслюм Гюндуз. "Если находящиеся у власти в Турции лица сами не выберут режим шариата, его установит народ. Но тогда, избави Аллах, прольется много крови", - сказал Гюндуз в своем интервью газете Milliet.

Читайте также Личная война Реджепа Эрдогана

Неоисламизм в Турции был просто обречен на милитаристскую риторику в духе османских султанов. Иллюстрация тому - строка из стихотворения Реджепа Эрдогана: "Мечети - наши казармы, купола - наши шлемы, минареты - штыки". Эрбакан, учитель нынешнего турецкого премьера, по этому поводу выражался более конкретно. Он крайне негативно расценивал роль Турции как "южного подбрюшья" НАТО, настаивал на выходе из этого блока и призывал мусульманские страны к созданию исламского военно-политического союза с собственными вооруженными силами и ядерным щитом.

Султан Реджеп I и исламское НАТО. 27679.jpeg

В ноябре 2010 года Эрбакан сказал, что от членства в НАТО для Турции нет никакой пользы, а ядерный щит Альянса не может никого защитить. Кроме того, НАТО - это инструмент "Америки и сионистского режима Израиля" для "создания проблем на Ближнем Востоке". Способ избежать этих проблем - кораническая идея исламского всемирного халифата, перенесенная в технократические реалии XXI века. Год спустя, в ноябре 2011 года, идею Эрбакана озвучил египетский военный эксперт Хусейн Хамудие. Исламский мир обязан противопоставить военной мощи Запада "свои собственные ядерные технологии" и "исламское НАТО", сказал он. На днях идея "исламского НАТО" была озвучена в Марокко лидером партии "Саадат". Насколько она состоятельна, корреспонденту GTimes рассказал Кирилл Вертяев, эксперт-тюрколог Института востоковедения РАН.

"В 2001 году партия "Рефах" раскололась на два крыла: либеральное, ставшее потом Партией справедливости и развития, и более консервативное - "Саадат", или "Партию счастья". Электорат обоих крыльев различается, но насколько разнятся их идеи, сказать точно нельзя. "Саадат" и ПСР можно приблизительно сравнить с "Единой Россией" и "Справедливой Россией". У меня есть убежденность, что "Саадат" - это определенный сателлит ПСР. На внутриполитическом поле эти партии - конкуренты, но, с точки зрения геополитики, они могут выступать единым фронтом. В частности, по вопросу создания исламских миротворческих сил. Но это не значит, что турецкое государство всерьез намерено создавать эти силы и рвать отношения с блоком НАТО. Вполне возможно, что заявление об "исламском НАТО" - пробный шар в сторону других исламских государств. Турция проверяет, насколько эта идея вообще перспективна".

Артур Приймак

< 1 2
топ видео
новости региона