Ирак. Земля, пахнущая нефтью и кровью. В двадцать первом веке эти два запаха слились в один. По преданию именно здесь поселил Господь Адама и Еву, велев им возделывать райский сад. Бывший рай на земле превратился в очаг террора и бесконечных сражений. Наш корреспондент направляется из Эрбиля в Киркук. Почва в этом городе насквозь пропитана "черным золотом", а война не прекращается почти никогда.
Каждое утро в Ираке начинается одинаково. Вместо завтрака включаешь телевизор, смотришь местные новости, где непрерывным потоком идут однообразные сообщения: что сегодня случилось, где взорвали, где стреляли, сколько погибло, сколько раненых. Спокойных дней здесь не бывает.
Но до чего все-таки быстро нарастает шкура цинизма! После недавней кровавой бани в Багдаде, когда боевики захватили католический храм и погибло больше сотни человек, дни, в которые от стрельбы и взрывов погибает по 5-10 человек, начинаешь считать почти мирными.
Читайте также: Потерянный рай: жизнь с ружьем наперевес
Постоянно в списке "городов-происшествий" три названия - Багдад, Мосул и Киркук. Если Эрбиль - город прифронтовой зоны, то эти три - города вечной войны. Стреляют и взрывают там каждый день.
На часах восемь утра - иракское телевидение докладывает о двух взрывах в Багдаде и стрельбе на блок-постах в Мосуле. В Киркуке пока тишина. Может, повезет, обойдется?
Такси уже ждет у входа в отель.
Многие жители Киркука ежедневно ездят в Эрбиль на работу. Среди них достаточно таксистов - один такой вызвался свозить в свой город и обратно. Цену, конечно, ломит ту еще. Это плата за риск. Но сам местный, он сможет договориться на блок-постах, чтобы в город пустили иностранца без визы. Размытый штамп о въезде может показаться иракским солдатам неубедительным: развернут обратно и даже не поморщатся.
Тем более что рядом с Киркуком располагается одна из военных баз США. Стало быть, хотя бы на одном блокпосту будут и американские солдаты.
Открываю дверь машины - на переднем сидении лежит автомат. Водитель небрежно перехватывает его, кидает назад.
Невзирая на то, что Киркук - один из опаснейших городов Ирака, президент Курдистана Масуд Барзани выступает за то, чтобы именно туда перенесли столицу его региона. Курды его поддерживают. По этому вопросу должен пройти референдум, который определит статус Киркука. Но ждут его уже четвертый год.
Читайте также: Страшное богатство Курдистана
И немудрено: такое развитие событий не устраивает остальную часть Ирака, и этот вопрос - как бомба замедленного действия. Признание Киркука столицей будет автоматически означать, что вместе с городом под контроль Курдистана полностью перейдут крупнейшие в регионе залежи киркукской нефти. Какая резня тут начнется - страшно вообразить. В Ираке мирно решать вопросы не умеют, аргумент у любой партии и любого движения один-единственный - автомат Калашникова.
Именно это заставляет иракцев при знакомстве с новым человеком интересоваться, к какой партии он принадлежит. С этим тут и строго, и опасно. Если твои сторонники увидят, что у себя дома ты принимаешь представителя оппозиционной партии - можешь схлопотать от них пулю. Запросто. Вот такая демократия...
В окне такси мелькают новые отели Эрбиля. Один, два, пять... Сколько же их выросло за последние два года! И какие шикарные фасады, красивая подсветка, стеклянные прозрачные холлы. Но все это еще раз говорит о восточном раздолбайстве - смертнику проще простого влететь в такой холл на машине со взрывчаткой, и понты закончатся.
- Интересно, - размышляю вслух, - а номера в этих отелях такие же убитые, как в моем?
- Конечно, - улыбается таксист. - Фасад ведь турки строят. А все внутренности - местные.
Да-да, и с демократией тут точно так же.