В конце прошлой недели спикеру парламента Давиду Бакрадзе в Вене вручили высокую награду. Она свидетельствует о том, что Грузия за пять (!) последних лет провела наилучшие реформы в Европе в сфере экономики. К такому выводу пришла Международная финансовая корпорация (IFC) Всемирного банка, признавшая Грузию страной-реформатором номер один. Практически в тот же день Международный валютный Фонд (МВФ) внес Грузию в список 78 самых бедных стран мира. В чем парадокс грузинской экономики? Почему же так разнятся выводы уважаемых международных организаций?
Международный валютный Фонд (МВФ) внес Грузию в список 78 самых бедных стран мира, которые больше всего пострадали в результате финансового кризиса. Да, многочисленные заявления президента Грузии Михаила Саакашвили о том, что кризис, пролетая по планете, лишь крылом коснулся Грузии и страна по-прежнему привлекательна для бизнеса и инвестиций опровергнуты. Но с другой стороны не менее солидная организация IFC - причислила Грузию к лучшим реформаторам.
Зато МВФ обещает Грузии, как одной из бедных стран, увеличить вдвое размер льготного кредита. До сих пор объем лимита составлял 750 миллионов долларов, их которых 400 миллионов Грузия уже получила. Теперь у Грузии есть шанс взять взаймы еще.
Итак, страна-реформатор или одна из бедных стран? Как эффективные реформы могли привести к обнищанию сограждан? На эти вопросы корреспондент GeorgiaTimes попросил ответить грузинских экспертов в сфере экономики.
Георгий Хухашвили считает, что объективностью не отличается ни заключение IFC, ни выводы МВФ. «Что касается реформ, то имелась в виду лишь номинация по упрощению процедур оформления документов для ведения бизнеса, - говорит наш собеседник. - По другим пунктам мы заметно отстаем». По мнению нашего консультанта, не совсем объективны и выводы МВФ. «Да, в стране большие экономические трудности, но все не так плохо, как считают эксперты МВФ, - утверждает Георгий Хухашвили. - Но если падение будет продолжаться, мы действительно достигнем уровня некоторых африканских стран».
Эксперт отмечает, что обещанный МВФ льготный кредит вряд ли будет способствовать улучшению общего экономического фона: «Сколько бы не было денег, можно решить какие-то краткосрочные задачи, минимальные социальные проблемы. Однако если эти деньги не будут пушены в экономику и не будут давать определенные дивиденды, то экономика никогда не выберется из кризиса. Для этого нужны системные реформы, которые никто не проводит».