Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Письмо грузинского зэка: "Дорогая Хатуна, спасибо за зубы"
17 ноября 2010 22:03 Среда

- Не только министр Калмахелидзе, но и все правительство эффектно любят обещать что-нибудь, но когда это выполняется, оно работает либо против интересов граждан, либо делается для фасада, который покрывает неприглядную реальность, - заявила правозащитница в интервью GeorgiaTimes. - Самая большая проблема, которая сейчас существует в тюремной системе Грузии - это бесчеловечное обращение администрации с заключенными. Даже если они построят золотые тюрьмы, это ничего не даст. Потому что моральное и психологическое унижение и уничтожение людей, избиение, пытки - эти факторы настолько давят на заключенных, что обо всем остальном (что они сидят беззаконно, что их осудили не свободные независимые судьи, а словно "тройки" выносили приговоры) они уже даже редко думают.

Вот открыли лавочки, которые должны обслуживать заключенных. И вышло так, что там продается все просроченное и никудышнее, и люди этим травятся. Там такие высокие цены, что заключенные очень редко себе это позволить. Но на поверхностный взгляд, действительно, хорошо: открыли магазины, чтобы заключенные сами могли выбирать, что кушать. А заключенный даже не имеет право сам подойти, посмотреть товар и купить. Это все делает надзиратель.

Все, что делалось до сегодняшнего дня, - не в пользу заключенных. Им нужны не видеосвидания, а те нормальные свидания, которые были в даже в советское время, долгосрочные свидания. На два-три дня они встречались с родными, и как-то сохранялись семьи, жена с мужем встречалась, дети с родителями. Была возможность. А сейчас это упразднено. Что дадут эти видеосвидания? На свидании дети хотят почувствовать своих родителей, родители - прикоснуться к своим детям.  Если скажут, что на Западе нет таких свиданий, то там зато дают заключенным отпуска на волю.

Здесь ничего такого не существует. Если что и делается - то только для международных организаций, для галочки. Что-то фонды финансируют, перед которыми надо отчитаться. Но условия для заключенных не меняются к лучшему.

- Мы, наоборот, слышали, что в Грузии ввели отпуска и строят гостиницы при тюрьмах, чтобы заключенные встречались с родственниками.

-  Закон предусматривает, что только малолетки будут иметь на это право. Тогда для кого стоят эти гостиницы? Этого никто не знает.

- Хатуна Калмахелидзе заявила, что ей приходили письма с благодарностью от заключенных, которые вылечили в тюрьмах зубы. А на воле у них не хватало на это средств.

- В советское время были такие письма от рабочих. Это была коммунистическая пропаганда, которая сегодня в Грузии называется "пиаром". Люди голодают, умирают, каждый второй чем-то болеет, воспалением легких, туберкулезом. Вот наш знакомый умер в тюрьме от туберкулеза, три дня назад похоронили. Когда такое положение, кто бы писал письма министру: "Спасибо большое, что вылечили"? Они же смеются над нашими заключенными, когда об этом заявляют!

И если у них все так замечательно, почему не пускают в тюрьмы неправительственные организации? Когда Михаил Саакашвили был министром юстиции и находился в оппозиции, тогда тюрьмы были открыты для независимых экспертов. Все было прозрачно. Если там такой рай, почему не пускают представителей НПО, которые защищают права заключенных?

- Значит, все не так, как говорит Калмахелидзе.

- Ну, Калмахелидзе - она не министр и даже не замминистра, а неизвестно кто. Имеет ли она сама право заходить в тюрьмы - это большой вопрос.

GeorgiaTimes уже писала, что без тюрем Михаил Саакашвили никогда не смог бы прижать коррупционеров и расправиться с оппозицией. Но  он упек за решетку такое количество приличных людей, что держать их в барачных условиях - просто моветон. Необходимо довести места лишения свободы до уровня не то что санаториев, а пятизвездочных отелей.

В следующем году правительство расщедрится на дополнительные 6,9 миллиона лари, которые Министерство исполнения наказаний, пробации и юридической помощи потратит на строительство новых учреждений пенитенциарной системы. Всего на работу ведомства выделено 105 с половиной миллионов лари, или 80 миллионов долларов. Вот только сколько из них пойдет на реальное улучшение состояния дел в тюрьмах, а сколько - на пиар-акции с отдельно взятыми благодарными зэками?

Артем Горбунов

< 1 2
топ видео
новости региона