Похоже, в ближайшие годы североатлантические грезы не оставят Сакартвело в покое. Побывавший в республике представитель генсека НАТО Джеймс Аппатурай обнадежил Тбилиси, заявив о том, что страна добилась "явного прогресса" на пути в блок. Воодушевленные чиновники, как и ожидалось, начали ликовать. Мол, через два-три года наша страна будет готова оказаться в рядах Североатлантического альянса. О перспективах мифического членства Грузии в НАТО корреспондент GeorgiaTimes говорил с российскими политологами Валерием Хомяковым и Евгением Минченко.
Аппатурая в Грузии ждали давно. Президент страны Михаил Саакашвили и члены его команды постоянно подчеркивают, что североатлантический вектор - основа политики действующего режима. Только почему-то в стремлении соответствовать стандартам блока официальный Тбилиси делает акцент лишь на военную составляющую. Грузинская армия действительно много тренируется, а миротворцы из Сакартвело участвуют в контртеррористической операции в Афганистане. Но власти, очевидно, забывают о столь необходимых социально-экономических преобразованиях, которые могут хоть немного приблизить республику к условиям жизни в странах НАТО.
Собственно, об этом и говорил прибывший в Тбилиси официальный представитель Севроатлантического альянса. "Процесс реформ в Грузии и отношения между НАТО и республикой, в целом, развиваются в правильном направлении, и сейчас обеим сторонам необходимо усилить этот успех, - цитирует Аппатурая "Кавказский информационный портал". - Тбилиси много работает, чтобы удовлетворить необходимые для вступления в альянс стандарты, налицо явный прогресс, однако сделать нужно больше".
Высокий гость не обошел стороной и территориальные проблемы Грузии. Пожалуй, именно конфликт с Абхазией и Южной Осетией является камнем преткновения на пути Сакартвело в альянс. И хоть Аппатурай заявил о поддержке со стороны НАТО "территориальной целостности" Грузии, альянс уже не раз намекал Саакашвили, что было бы неплохо наладить связи с Москвой, Цхинвалом и Сухумом.
На грузинских чиновников, однако, слова Аппатурая произвели прямо противоположный эффект. Как заявил госминистр по вопросам интеграции в европейские и евроатлантические структуры Георгий Барамидзе, через два-три года республика полностью подготовится к вступлению в НАТО. "У Грузии есть все для того, чтобы продолжить те демократические реформы и реформы в сфере обороны и безопасности, которые до сих пор были оценены позитивно, и стать членом НАТО", - приводит его слова ВЗГЛЯД.
Насколько оправданы ожидания грузинских властей? Корреспондент GeorgiaTimes говорил на эту тему с известными российскими экспертами.
Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии: Полагаю, Аппатурай сделал подобное заявление для того, чтобы успокоить наиболее радикальные слои грузинского общества, в том числе и власти, которые рассчитывают на вступление Грузии в альянс. Мол, не волнуйтесь, ребята, все будет хорошо и идет по плану. Но не представителю НАТО решать, будет ли республика в блоке. Там есть критерии по приему новых членов, главные из которых - отсутствие территориальных споров и консенсус всех членов по вопросу принятия новой страны. Что-то приятное Аппатурай должен был сказать, и обращать внимание на подобные заявления - значит поддаваться каким-то иллюзиям. Здравомыслящая часть грузинского общества понимает, что не так все просто со вступлением в НАТО, и вовсе не это главная проблема для страны.
Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы: На мой взгляд, заявление Джеймса Аппатурая - это своеобразная психотерапия для властей Грузии, поскольку на данный момент я не вижу возможностей для вступления Тбилиси в альянс. Вспомнить хотя бы проблемы с Абхазией и Южной Осетией.
Каковы перспективы вступления Грузии в Североатлантический альянс?
Валерий Хомяков: Я думаю, они нулевые. Грузинскому руководству надо заниматься другими вещами: договариваться с соседями, находить с ними общий язык, заниматься экономикой и социальной политикой. И я не думаю, что грузинская экономика расцветет, если страну примут в НАТО. Как раз тогда все будет еще сложнее, если брать во внимание те же расходы на вооружение.
Евгений Минченко: Возможности вступления Грузии в блок обратно пропорциональны успешному процессу российско-американской "перезагрузки". Если в диалоге Москвы и Вашингтона появятся проблемы, то американцы могут всерьез заговорить о потенциальном членстве республики в НАТО. С другой стороны, не стоит забывать, что есть ряд стран Западной Европы, которые выступают против подобного расширения блока.