Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Непростой разговор с соотечественниками
26 ноября 2009 15:58 Четверг

4689.jpegЭкс-премьер Грузии, ныне лидер оппозиционного движения «За справедливую Грузию» Зураб Ногаидели накануне встретился со своими соотечественниками в Москве. Его пригласил в дискуссионный клуб «Откровенный разговор» президент Союза грузин в России Михаил Хубутия. Встреча получилась незаурядной. Ведь задать вопросы гостю из Тбилиси могли не только журналисты, но и обычные люди, которые не привыкли выверять фразы и не обучены навыкам дипломатии.

Это второй визит Зураба Ногаидели в Москву за последний месяц. Он стал первым грузинским политиком, который постарался пробить стену непонимания между Грузией и Россией после августовских событий прошлого года.

Его основные постулаты: «Конфронтация с Россией бесперспективна», «Необходимо начать диалог с Россией без предварительных условий». В основе его программы по восстановлению территориальной целостности Грузии, что является главной задача внешней и внутренней политики Грузии, лежит такой девиз: «Необходимо в первую очередь вернуть доверие людей - абхазов, осетин, грузин - друг к другу, реализовывать совместные экономические программы, а уж потом говорить о воссоединении территорий».

Об этом Ногаидели говорил во время своего первого визита в Москву, повторил и теперь. Конечно, политики и дипломаты понимают, что скорого прорыва в грузино-российских отношений ждать не следует, что разрушенное доверие не так-то легко теперь восстановить, на это уйдут годы, что теперь нужно медленно и кропотливо работать над этим.

Однако простые люди, уставшие от войн и раздоров, потерявшие кров над головой, хотят немедленно услышать ответ на вопрос: «Что дальше?» Именно его в различных вариациях задавали Ногаидели соотечественники, которые уже долгие годы живут в России и мечтают вернуться домой. Но... то конфликты, то война, то кризис.

И встреча в дискуссионном клубе «Откровенный разговор» получилась действительно откровенной. Уже через несколько минут после ее начала можно было ощутить - вот она какая Грузия: эмоциональная, шумная, требующая ответа здесь и сейчас, а не дипломатических уверток в стиле «посмотрим и подумаем».

Большинство собравшихся в зале - беженцы. Те, кто в поисках лучшей доли оказался в России в результате конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, разгоревшихся еще в начале девяностых. Многие из них до сих пор в России - нелегалы, возвращаться в Грузию нет смысла, поскольку нет ни дома, ни работы.

Так что на острые вопросы к бывшему премьеру, а ныне оппозиционеру люди не скупились: «Вы четыре года были премьером в правительстве Саакашвили, а теперь его критикуете, что же вы тогда осуществляли планы по урегулированию? Как вы собираетесь возвращать доверие абхазов и осетин, если там сейчас российские войска и с грузинами никто говорить не желает? Саакашвили агент Кремля? Почему вы вините во всем Саакашвили, и ничего не говорите об ошибках, допущенных как правительством Шеварднадзе, так и российскими политиками?»

Это лишь малая толика горячих вопросов, которые политики, вершащие судьбы народные, вряд ли задают друг другу на встречах и переговорах. Нужно отдать должное тбилисскому гостю.

Он терпеливо объяснял: «Я приехал, чтобы начать диалог с Россией. Нельзя, постоянно ругая Москву, наладить диалог с Абхазией и Южной Осетией. Если не успеем сейчас, потеряем Грузию. Стена недоверия и непонимания с абхазами и осетинами станет настолько толстой и высокой, что нам, грузинам, уже ее не перепрыгнуть». Остудить горячие головы, как известно, не легко.

Ногаидели убеждал соотечественников, что после войны Грузия находится в тяжелейшем положении. Это касается и политики, и экономики. Чтобы предотвратить возможность новых конфликтов, необходим конструктивный диалог с Москвой и доверие абхазов и осетин. Нужны совместные экономические проекты, чтобы осетины и абхазы знали, что мы готовы с ними сотрудничать и не боялись Грузию. Ведь объявляя блокаду и чиня различные препятствия, мы только показываем осетинам, что они нам чужие. Своим ведь, наоборот, всегда помогают.

Оппозиционер призывал живущих в России соотечественников учитывать реальность: население Грузии всего 4 миллиона с небольшим, а не 200 миллионов, как бы хотелось, в грузинской армии - около 24 тысяч человек, а только в 58-й российской - около 80 тысяч. Стоило ли ввязываться в заранее проигрышную войну.

Ногаидели отметил, что сегодня в Грузии все - от представителей власти до оппозиции - понимают, что необходимо налаживать отношения с Россией. «Просто одни присылают эмиссаров, а я приехал сам», - объяснил он, не скрывая, что тем самым, безусловно, добавляет очки своей партии.

Настроения в зале менялись стремительно, как и в самой Грузии. Там из уст одного человека можно, порой, услышать: «Мы хотим дружить с Россией. Саакашвили - это не вся Грузия». И тут же: «Мы не простим вам эту войну!»

1 2 >
топ видео
новости региона