Парламентская ассамблея Совета Европы задумывалась как площадка для диалога и сотрудничества, каждый участник которой имеет право на свободное выражение своего мнения по любому вопросу. Но не для грузинских политиков. Вчера стартовала зимняя сессия ПАСЕ, и мало кто усомнился бы в том, что делегаты из Тбилиси снова попытаются превратить ее заседания в поле битвы, фактически парализовав работу ассамблеи.
Подобное поведение вынуждает Москву к поиску иных способов достижения взаимопонимания с Грузией. Одним из них может стать форум грузинских и российских политиков, который намерен организовать в Сочи член делегации в ПАСЕ от российской Госдумы Сергей Марков.
До весны прошлого года грузинским парламентариям удавалось навязывать Парламентской ассамблее Совета Европы антироссийские резолюции. Ситуация резко изменилась после того, как глава международной независимой комиссии Евросоюза по расследованию обстоятельств конфликта в Южной Осетии Хайди Тальявини заявила, что войну в Южной Осетии развязала Грузия. На июньской сессии комиссия ПАСЕ по мониторингу уже пыталась закрыть политическую часть российско-грузинского досье, но тогда для этого не хватило одного голоса.
Несмотря на активное противодействие грузинских гостей, руководство ПАСЕ твердо намерено перевести проблему взаимоотношений Москвы и Тбилиси в гуманитарное русло. Но, учитывая воинственность и непримиримость грузинских парламентариев, сделать это будет непросто. Еще до начала нынешней сессии председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Мевлют Чавушоглу признался она "будет очень напряженной".
"Я думаю, что ПАСЕ должна сконцентрироваться на гуманитарной составляющей, а политические моменты должны быть обсуждены на Женевских дискуссиях, - так Чавушоглу охарактеризовал подход руководства ассамблеи к проблеме российско-грузинских отношений. - Мы должны, прежде всего, заняться вопросами условий жизни, прав человека и перспектив тех людей, которые непосредственно пострадали от этих конфликтов. Если мы будем действовать решительно и согласованно, мы сможем добиться конкретных результатов по гуманитарным вопросам, связанным с последствиями войны".
Еще одним свидетельством неспособности официального Тбилиси отойти от конфронтации, несмотря на все миролюбивые заявления Михаила Саакашвили, стала реакция грузинских делегатов на участие в нынешней сессии ПАСЕ представителей оппозиционных партий Грузии - руководителя Партии народа Кобы Давиташвили и председателя движения "Свободная Грузия" Кахи Кукавы. Им, чтобы получить приглашение в Страсбург и заявить свою, не совпадающую с официальной, точку зрения на положение дел в стране, пришлось обратиться к российской делегации. Видимо, к собственным парламентариям призывать бессмысленно. Режим Саакашвили не терпит инакомыслия.
"Мы предоставим информацию о грузинских политзаключенных, политическом терроре и положении беженцев. Что касается вопросов внешней политики, для нас главными приоритетами остаются проблемы так называемых замороженных конфликтов и отношения между Грузией и Россией", - заявил Каха Кукава.
Позиция официального Тбилиси в международных организациях становится все более шаткой. Видимо, осознание этого и желание отвлечь внимание от ухудшающегося реноме Мишико на мировой политической арене вынуждает грузинских парламентариев к поддержанию высокого градуса конфронтации. Но объективные интересы России требуют установления нормального диалога с недавним противником, и если тбилисские политики парализуют работу общепризнанных международных институтов, то Москва ищет иные варианты политического взаимодействия.
"Та ситуация, которая создалась между обществами в Грузии и России, неприемлема, и нужны позитивные ходы", - заявил в Страсбурге делегат ПАСЕ от российской Госдумы Сергей Марков. По его мнению, одним из таких ходов может стать форум грузинских и российских политиков в Сочи. В нем примут участие и студенты двух стран. Депутат российской Госдумы уверен, что такая форма обмена мнениями между представителями политических элит России и Грузии поможет убедить грузинских политиков, что Кремль не таит никаких злых умыслов по отношению Тбилиси.
Идея создания альтернативного канала взаимодействия, работу которого не смогут заблокировать клевреты Саакашвили, вызвала резко негативную реакцию в подконтрольных ему СМИ. А ведь именно Мишико выражал готовность начать переговоры с Россией в любое время и в любом месте. Чем же ему Сочи не угодил?