Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Грузия подружилась с врагом Америки
24 мая 2010 13:33 Понедельник

Как предполагали эксперты, глава американского бюро расследований изучал факты коррупционных сделок по «делу Альвиреза» (одного из 22 сотрудников оборонных компаний-поставщиков военных ведомств США,арестованных в Лас-Вегасе и на Майами). Продажа украинских ракет Ирану также могла иметь место, полагает военный эксперт Гиоргий Мелитаури. «Два года тому назад была проведена секретная спецоперация в Грузии и был задержан гражданин Ирана. Его обвиняли в незаконной торговле оружием», - напоминает он.

Но тогда оружие Ирану Грузия продавала исподтишка. А теперь сотрудничает с ним в открытую. И все это похоже на ход конем со стороны Грузии в ответ на «перезагрузку» между Россией и США. Как полагает эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе, правы те, кто утверждает, что «Америка отдала Южный Кавказ России в обмен на Иран». «За спиной у Грузии идут какие-то переговоры», - говорит он, проанализировав последние заявления республиканца Джона Маккейна и Обамы.

Обаме уже крепко досталось от приверженцев агрессивной внешней политики за все уступки, которые он сделал России в обмен на будущие «неэффективные», по выражению The Washington Post, санкции против Ирана. Как пишет эта влиятельная газета, «последние урановые маневры Тегерана, осуществляемые при посредничестве Бразилии и Турции, это хитрая уловка». Речь идет о дообогащении ядерного материала в Турции, на которое согласился Тегеран. Однако эти маневры не позволят ввести действенные санкции, за которые Вашингтон «отдал» России Грузию, Украину, планы по ПВО и так далее. «Это не просто ослабление Америки. Это отступление Соединенных Штатов по всем фронтам», - негодует автор публикации The Washington Post.

В мажорной тональности объясняет происходящее Константин Эггерт, редактор русской службы Би-Би-Си и член Британского Королевского института международных отношений. Действия Обамы, по его оценке, укладываются в логику так называемой «постамериканской» внешней политики. «Она заключается в отказе от претензий на безусловное мировое лидерство и переходе к более сбалансированным и деидеологизированным отношениям с другими странами», - пишет эксперт на страницах «Коммерсанта».

С этой позиции объяснимо и «попустительство» ядерной программе Ирана, и взгляд сквозь пальцы на самостоятельную политику Грузии в отношении Исламской республики. Это первые признаки построения многополярного мира. Однако, по словам Эггерта, Иран расценивает уступки как слабость США, «а слабых на Ближнем Востоке не уважают».

Впрочем, в благородство новой администрации Белого дома поверить трудно. Более правдоподобной выглядит версия агентства Regnum о том, что Иран старается наладить диалог с США, обидевшись на Москву за обещание поддержать антииранские санкции, за торможение контракта по поставкам систем противоракетной обороны C-300 и запуска АЭС «Бушер».

Грузия же выбрана в качестве посредника между Тегераном и Вашингтоном. И в пользу этой версии говорит заявление Рамина Мехмана Фарасти в Грузии о том, что Иран готов к изменению политики в отношении США. «В том случае, если США изменят в отношении Ирана свою вражескую политики, и мы изменимся, но как видно, США не заинтересованы в урегулировании отношений. Они желают повлиять на Иран, но наш девиз не Восток или Запад, а Исламская республика Иран», - заявил иранский гость.

 Главной задачей американо-иранского регионального сближения станет вытеснение России с Южного Кавказа с использованием грузинского фактора, а также сложной ситуации, складывающейся в зоне нагорно-карабахского конфликта, полагает Regnum. Увидеть результаты этой комбинации мы сможем в ближайшее время, если только Россия не сможет вернуть доверие Ирана. А она по-прежнему настроена на санкции, хотя и пытается добиться нейтралитета Америки к замороженным российско-иранским контрактам.

Белый дом, по ощущениям вице-премьера Сергея Иванова, находящегося сейчас в Вашингтоне, не в обиде на Россию за военно-техническое сотрудничество с исламской республикой. «Мы ничего не делали и не будем делать для того, чтобы способствовать развитию каким-то образом, даже косвенным, ядерных или ракетных программ Ирана и поставок туда агрессивных и наступательных видов вооружений. Но это не значит, что любые поставки любых вооружений от патронов до элементарных систем ПВО следует смешивать и подвергать санкционным механизмам», - цитирует его «Интерфакс». То же самое будет касаться и реализуемого Россией в Иране проекта по строительству АЭС в Бушере.

Выполнение российских обещаний улучшит отношения с Тегераном. Но осуществить поставки ракет и достроить атомную станцию Москва может только в том случае, если Обама действительно вышел на «постамериканскую» линию внешней политики. Если же грузино-иранское сближение идет под американским контролем, то Вашингтон не позволит вернуть российско-иранскую дружбу.

Саломэ Батиани

< 1 2
топ видео
новости региона