Грузия оценивает для себя возможные последствия от восстановления дипломатических отношений между Турцией и Арменией. Подписание двусторонних протоколов в Цюрихе подало грузинским экспертам новые надежды на вступление страны в Евросоюз. Однако оно же сделало более реальным открытие турецко-армянской границы, что неизбежно приведет к экономическим потерям Грузии и снижению ее роли на Южном Кавказе.
Цюрихские протоколы, подписанные в субботу Арменией и Турцией, снова заставили задуматься о роли Грузии на Южном Кавказе.
Пока что, поддерживая дружеские отношения с обеими странами по отдельности, Тбилиси извлекает экономическую выгоду из их взаимной неприязни. Торговля между соседними Арменией и Турцией ведется через территорию Грузии, причем для армянских грузов транзитная плата в полтора раза больше, чем для азербайджанских. Через Грузию строится железнодорожная ветка из Азербайджана в Турцию в обход Армении.
Как только откроется турецко-армянская граница, Тбилиси потеряет часть экономических преимуществ. Более того, страна перестанет интересовать США, считает грузинский эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе.
«Потепление турецко-армянских отношений - американский проект, который подразумевал замену Грузии Арменией», - заявил он.
По словам Арешидзе, после августовской войны Грузия стала считаться нестабильной страной. И США переключили свое внимание на Армению, которую они хотят вывести из-под российского влияния.
Доклад миссии Тальявини о том, что Михаил Саакашвили первым напал на Южную Осетию, пусть даже поддавшись на провокации, поможет Вашингтону отвернуться от Грузии, считает швейцарское издание International Relations and Security Network (ISN). Выводы исследователей, отмечается в статье, станут «дополнительной причиной, чтобы поставить Грузию на более скромное (и подходящее ей) место в американской внешней политике, сняв ее с пьедестала, который она раньше занимала».
С политической точки зрения, после подписания армяно-турецких протоколов на Кавказе усилится влияние Турции, за спиной которой сейчас стоят заинтересованные лица из Вашингтона. С одной стороны, Анкара и Тбилиси не являются врагами или конкурентами.
С другой - Турция имеет специфический опыт на Северном Кипре в территориальных конфликтах, и вряд ли будет способствовать возвращению Южной Осетии и Абхазии в состав Сакартвело. Чем обернутся предложенные ею «кавказская платформа» или «кавказская конфедерация», предугадать трудно. Может быть, такая форма устройства для Грузии не только не сплотит страну, а, напротив, поможет отколоться пока еще подчиняющейся ей Аджарии.
Кроме того, Турция - страна мусульманская, и усиление исламского фактора в регионе вряд ли обрадует православную Грузию.
Что касается положительных последствий примирения Анкары и Еревана, то грузинский политолог Паата Закареишвили считает, что оно увеличит шансы Грузии на вступление в Евросоюз.
«Решением о восстановлении отношений с Арменией Турция поспособствовала продвижению Грузии в эту организацию. Если Турция не войдет в организацию, то шансы вступления нашей страны - минимальны», - заявил Закареишвили и выразил уверенность в том, после принятия Турции в Евросоюз, к организации присоединится и Грузия.