- Наша статистика гласит о том, что каждая четвертая женщина является жертвой домашнего насилия. Кроме того, каждая седьмая беременная женщина страдает от семейного рукоприкладства. В Грузии до сих пор остается крайне непопулярным обращаться в таких ситуациях в полицию. Главная критика, которая исходит от нашей организации по средствам СМИ и прямых обращений в соответствующие государственные органы, касается того факта, что у нас до сих пор не начала "работать" целая глава в законе о домашнем насилии, принятом еще в 2006 году. Эта глава касается превенции (профилактики) домашнего насилия. Мы рады тому, что по закону можно вызвать полицию и на время ограничить контакт между жертвой и обидчиком (насильником). Но все же очень важно заставить работать положение о превенции.
- Скажите, изменилась ли ситуация в этой сфере за последнее время?
- Думаю, что да. Мы многого добились. Когда наша организация только начала работать над проблемой домашнего насилия, мы столкнулись с отсутствием такого термина в правовом лексиконе. Существовало понятие "семейный конфликт". Знаете, как с ним боролись?
- По старинке, делали выговор дебоширу?
- Верно. Приходил инспектор из милиции (позже полиции) и проводил с виновным разъяснительную беседу, просил больше не хулиганить в будущем. Сами понимаете, что это было малоэффективно. Мы очень довольны тем, что ситуация и отношение к домашнему насилию начинает постепенно меняться.
Читайте также: Полиция берет грузин в руки
- Ваша организация оказывает психологическую помощь?
- Я не назвала бы это психологической помощью. Хотя после беседы с нами жертва насилия, либо потенциальная жертва, чувствует себя более уверенной в своих силах, ведь очень важно осознание возможности противостояния в абсолютно любой, даже самой трудной ситуации. Чаще всего насильник добивается именно того, чтобы жертва потеряла надежду на то, что этому насилию можно противостоять. Агрессор использует целый комплекс последовательных приемов, чтобы добиться полного подчинения потерпевшей стороны своей воле. Зачастую этого добиваются путем контроля над всеми действиями жертвы, путем изоляции, запугивания и шантажа.
- Вам не кажется, что во многом женщины продолжают терпеть унижение и домашнее насилие из-за финансовой несостоятельности? Потому что бояться, что не смогут прокормить себя и детей в случае развода?
- Финансовая независимость жертвы - это приличный кусок этого "пирога", но далеко не весь "пирог". В моей практике встречались дамы, которые работали на высокооплачиваемых работах, но страдали от домашнего насилия в течение продолжительного времени. Бывают случаи, когда в семье работает только супруга. Ее "вторая половина" сидит дома, существует за ее счет и при этом ревнует, оскорбляет. Мужчина недоволен тем, что кормилица ходит на работу, и зачастую запрещает ей ездить в командировки.
- Я думаю, что серьезную роль играет и окружение.
- Безусловно, если женщина знает, что она может прийти в семью своих родителей и получить помощь, поддержку, вернуться в родной дом после развода, она ощущает себя сильной. К сожалению, у нас довольно часто семья реагирует наоборот. Это звучит так: "Ты должна во что бы то ни стало сохранить семью". Несмотря на это, итоги опроса среди жертв и потенциальных жертв домашнего насилия свидетельствуют о том, что в первую очередь они ожидают поддержки и получают помощь именно от своей семьи - такой ответ был на первом месте. Также упоминались подруги, соседи и даже семья агрессора (мужа). И только на пятом месте - полиция. Я не хочу, чтобы у вас сложилось ложное представление о ситуации в семье. Не всегда женщина выступает жертвой, случаются и противоположные ситуации, в которых страдают мужчины. Хотя следует заметить, что это очень малый процент случаев.
- Как часто женщины обращаются к вам за помощью?
- Мы не ведем учета посещения нашего офиса жертвами и потенциальными жертвами домашнего насилия, но могу сказать, что их довольно много. Нам можно позвонить и договориться о встрече, прийти и получить реальную помощь в виде юридической консультации (узнать о своих правах и возможностях). Наш телефон - 2 988 695, наш адрес - Тбилиси, ул. Асатиани, 10.
Беседовала Нато Бердзенишвили