Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Тбилиси цепляется за чужую культуру
25 ноября 2010 18:14 Четверг

Другим абхазским церквям повезло больше - грузины до них не добрались.

Обоснованием принадлежности Абхазии к грузинскому миру грузинские ученые занимались в течение всего прошлого столетия. И они постарались сделать памятники христианской культуры важным доказательством своих постулатов. Но грузинские фальсификации оказались недолговечны. Христианская культура Абхазии родом из Византии, а ее грузинизация стала происходить значительно позже. Церковь в Илоре - первая в списке абхазских святынь, за которые так сильно переживают в Грузии. Много веков храм является священным местом для всего смешанного абхазо-мегрельского населения. Но последние детали в перевоплощение абхазской церкви в грузинскую были внесены совсем не так давно - в 1954 году.

Отец Сергий рассказал о том, как абхазский храм становился грузинским. "В 1954 году грузины замазали фрески VIII века. И поверх них нарисовали иконы своих святых. Даже сейчас, придите сюда с фотоаппаратом, сфотографируйте эти фрески, и вы увидите: за фреской грузинского святого - фреска святой Варвары. А куда делись все византийские фрески?" - вопрошает настоятель Илорской церкви.

Форма купола - основное отличие абхазских церквей от грузинских. "У меня есть архивные документы, и в них очень много интересного. Грузины сняли византийский купол, который стоял с тех времен, когда была построена церковь. Католический монах в средние века, путешествовавший по Кавказу, сделал рисунок храма, из которого легко понять, как он выглядел в древности. Купол был построен в византийской традиции" - продолжает рассказ отец Сергий.

Грузинский купол, кстати, обрушился не так давно. Теперь построен новый купол, восстановивший исторический облик православной святыни.

В ответном заявлении Абхазской епархии подробно остановились на отличиях абхазских и грузинских церковных построек. "С XVI века Абхазской православной церковью стали управлять грузинские священники. Они-то и начали менять первоначальную форму купола абхазских храмов, относящуюся к абхазо-аланской школе восточно-римского (византийского) церковного зодчества. Это наглядно видно на примере Моквского храма, где купол был перестроен по образцу грузинской архитектуры»" - говорят абхазские священнослужители.

Моквский Успенский собор - самый большой храм на востоке Абхазии. Он находится на поляне Мыкуашта, на которой издревле проходили народные сходы. Храм имеет особое значение для абхазов, и именно поэтому грузины так усердствовали в изменении его форм.

Христианская культура Абхазии "экспортирована" из Византии, и никоим образом не имеет отношения к Грузии. Но в Грузии выросли поколения историков, археологов, лингвистов, которые сделали целью своей жизнью найти в Абхазии грузинскую культуру. Они перестраивали храмы, переписывали книги, придумывали новые фамилии, в конце концов, просто переселили сотни тысяч грузин в Абхазию. Но история все расставила по своим местам. И только МИД Грузии в минуту скуки напоминает миру о древней грузинской земле Абхазии.

 

Антон Кривенюк

< 1 2
топ видео
новости региона