Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Абазины ищут свою землю
25 сентября 2012 18:12 Вторник

Дело в том, что абазинам досталось два крупных аула - Кубина и Псыж. Возле Кубины располагается тепличный комбинат «Южный». Этот комбинат - одно из немногих мест в КЧР, которое дает людям работу и приносит доход владельцам. Аул Псыж - фактический пригород Черкесска. В условиях безработицы близость столицы является определяющим фактором жизни людей. Все вместе это обострило неприязнь к абазинам со стороны их ближайших соседей, в первую очередь, тюрков - карачаевцев. . Пример тому - ситуация в Малокарачаевском районе КЧР. Конкретно,в ауле Красный Восток.

До 1992 года здесь был колхоз «Красновосточный», которому принадлежало 9 тысяч га плодородной земли. На каждого жителя аула приходилось по 6, 4 га. После развала колхоза «карачаевская» администрация района уменьшила «абазинские» паи до размера в 3 га. В 2012 году от властей района в Красный Восток прибыл некий «директор по банкротству» карачаевец Османов, который отрезал от аула еще 830 га. Меры властей по благоустройству района, в частности, по обязательной газификации и водоснабжению также обошли округу Красного Востока стороной.

В третьем тысячелетии Красный Восток живет без газа и воды. Местная молодежь покидает аул и саму республику. Чувство социальной ущемленности молодых абазин нередко перерастает в антироссийские настроения, а те, в свою очередь, находят свою реализацию в идее «независимой Черкесии» или радикальном исламизме. Но столь нелюбимым этими абазинами карачаевцам отнюдь не легче. В прилегающих к Красному Востоку карачаевском ауле также нет ни воды, ни газа. Жители этого аула обвиняют в своих бедах абазин, которым «почему -то не сиделось» в Абхазии или Турции. В маленькой КЧР настроения одного аула передается всей республике, и оттуда - по всему Кавказу. Как и в случае с абазинами, карачаевские социальные протесты нередко обращаются в протесты против федеральных властей и против России как таковой. «Благодатной» идеологией для карачаевского протеста служат пантюркизм и идеи Саида Нурси.

Читайте также Шапсуги в борьбе за родную землю

«Когда "подогретому" местной политикой национальному самосознанию не предлагается выхода делах по улучшению жизни своего народа, оно обращается к другой повестке дня, в том числе исторической. В случае с КЧР это хорошо работает», - сказал изданию Константин Казенин. Его дополнил абхазский журналист Ахра Смыр. «Черкесы, карачаевцы, абазины, балкарцы, сейчас переживают исторический ренеcсанс, подобный тому, что происходил в 80 - х годах в Абхазии. На практике он приводит к переделу земли, власти, делового влияния. Северокавказские народы сейчас судорожно ищут себя в меняющемся мире. «Матрешечная» модель устройства северокавказских республик, помноженная на экономическую депрессивность регионов, рождает у жителей региона мысль, что у ни у кого из них нет родной земли. У черкесов нет своей Черкесии, у абазин - своей Абазашта, у карачаевцев - своего Карачая.Все они будут искать себя очень долго. Не исключаю, что этот поиск будет сопровождаться трениями и конфликтами», - считает Ахра Смыр.  

 

Александр Ашуров

< 1 2
топ видео
новости региона