События вокруг мухрованского мятежа вполне могут подойти для сюжета криминального сериала. Правда, придется отказаться от устоявшихся клише и традиции. Ведь в этой истории, не то что с первого взгляда, а даже после скрупулезного расследования не разберешь кто прав, а кто виноват, кто честен, а кто нет, кто герой, а кто предатель.
Власти предъявили Кобе Отанадзе и Левану Амиридзе, которые во время спецоперации по задержанию организаторов мухрованского мятежа были ранены, официальное обвинение в попытке государственного переворота. Об этом 22 мая заявил глава администрации МВД Грузии Шота Хизанишвили. Оппозиция же накануне во время митинга почтила минутой молчания память убитого во время той же спецоперации полковника Криалашвили.
Тогда же МВД Грузии распространило информацию, что спецоперация была проведена на основании полученной оперативной информации. По предложенной властями версии, подозреваемые в мятеже якобы пытались скрыться в Южной Осетии. «Они собирались на микроавтобусе покинуть Тбилиси и через село Цинагара (Ахалгорский район) перебраться на оккупированную Россией территорию», - говорилось в заявлении. Исходя из этого, можно сделать вывод - ниточки мухрованского мятежа все-таки ведут в Россию. Иначе зачем трем высокопоставленным грузинским военным бежать в Южную Осетию, под защиту российских штыков?
Получается, что власти опять начинают навязывать обществу именно эту версию. Хотя самому Михаилу Николаевичу от нее уже однажды пришлось отречься. Ведь сначала он сам назвал мятеж в Мухровани «российской провокацией», призванной сорвать учения НАТО. Однако через несколько дней сам же себя и опроверг, признавшись, что не обладает достоверной информацией о причастности Кремля к армейскому бунту. Сейчас, исходя из заявления МВД, можно ожидать очередного заявления и опять с обвинениями в адрес северного соседа.
Следствие пока не вынесло никаких вердиктов. Правда, уже сейчас версия о связи мятежных военных с российскими спецслужбами или грузинскими «ворами в законе», которые, по словам Михаила Николаевича, финансируют оппозицию, а следовательно и мятежников, выглядит не очень-то убедительно.
«У задержанных обнаружили оружие, деньги на сумму 3 тысячи 700 долларов, четыре мобильных телефона и несколько десятков мобильных SIM-карт», - отмечается в сообщении. То есть на каждого мятежника по тысяче долларов. Возможно, для жителей Грузии - сумма выглядит внушительной. Но только для них. Ведь тысяча долларов - это средняя зарплата жителя Москвы. Да и сомнительно как-то, что со столь скудными финансами мятежники ринулись за границу. Не в пользу властей и имидж «бунтовщиков». Так, убитый во время спецоперации Криалашвили и раненый Отанадзе - воевали в Абхазии и Южной Осетии в 90-х годах. Вряд ли их ждали с распростертыми объятиями в Цхинвале.
Есть нестыковочка и в выдвигаемой руководством страны догадке, что это команда Шеварднадзе хочет-де взят реванш. И убитый Криалашвили, и раненый Отанадзе в мае 2001 года в той же воинской части в Мухровани уже поднимали подчиненных против тогдашних властей. Требования бунтовщиков сводились к выплате зарплат и нормальному питанию. Бывший тогда президентом Эдуард Шеварднадзе лично прибыл в Мухровани и успокоил мятежников, пообещав улучшить положение в вооруженных силах.