Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Грузинская фемида под колпаком у менеджеров
12 октября 2010 17:24 Вторник

 - Сейчас тут судейская система почти не существует. Она под сильным влиянием прокуратуры. 90 процентов дел не рассматриваются, не идет судебное следствие. Процессуальное соглашение - это тоже американский элемент, который неправильно используется в Грузии. Заключается он в том, что, когда дело доходит до суда, прокурор обращается к обвиняемому: "Если мы будем это дело рассматривать, тебе будет положено 10 лет (или 12, 20). А вот если ты сейчас признаешься, и государство не будет тратить человеческие и материальные ресурсы, тогда мы оформим с тобой соглашение и дадим тебе, допустим, два года". В основном соглашаются. Благодаря этому уже нет такой проблемы, чтобы судьи тянули рассмотрение дел. Я думаю, что если в данный момент введут этот институт при новом уголовно-процессуальном кодексе, который действует с первого октября, то это будет еще один шаг к тому, чтобы контролировать судей. Вряд ли этот институт поможет судьям быть независимыми. Хотя возрождение его могло бы стать едва ли не единственным положительным моментом в реформе судебной системы после "революции роз". То, что сейчас здесь творится, - это беззаконие.

- А новый кодекс не способен улучшить ситуацию? В нем ведь вводится институт присяжных, и это дает надежду на независимость судебных решений.

 - Кто вам сказал, что присяжные - это хорошо? 12 непрофессиональных людей сядут и будут решать. Эта система в Америке появилась, когда там не хватало квалифицированных юристов. Сейчас и американцы соглашаются, что это не лучший вариант. В царской России такая система была сильно развита, и о ней писали такие адвокаты, как Федор Плевако. Он писал, что присяжные не обращают внимания на доказательства, роль играют психологические моменты. Любой адвокат, у которого в помощниках есть психолог, может выиграть любой процесс.

- В России и сейчас действуют суды присяжных.

 - Да, и ваша российская система освободила вора в законе Япончика. Допустим, рассматривается дело об изнасиловании, и адвокат всегда в присяжные выбирает людей, у которых есть сыновья, а обвинитель - у которых есть дочери. Потом в ходе процесса можно давить на психику присяжного. Это вовсе не хорошая система, когда народ решает. Не зря существует юридический факультет, доктора юридических наук, судебная практика. Профессионалы должны это делать. Когда я в свои 33 года приехал в Америку, там очень удивились, что я такой молодой и уже председатель суда. Там назначают судей в возрасте, которых трудно обмануть. А я лично за германскую систему, которая была при Шеварднадзе, когда судья сам решает, сколько дать и кому.

- Какие еще слабые места вы видите в новом уголовно-процессуальном кодексе?

 - Прежний кодекс, который профессор Гия Мепаришвили писал на основе кодекса российского профессора Игоря Петрухина, тоже был не идеальным. Но в нем насчитывалось 500 норм, регулирующих следствие и судебный процесс. Сейчас их осталось 200. А ведь все знают, что чем больше ситуаций регулируется, тем лучше уголовный процесс. В Германии кодекс не в одной книге, у них много таких книг. Каждый шаг судьи регулируется. А у нас сейчас знаете, как написано: "Возможно допросить свидетеля". Так можно или нужно? Это дает возможность прокуратуре и государству принимать решение по своему желанию, а не по желанию адвоката. Но самый большой недостаток нового кодекса - это то, что наш судья становится просто нотариусом. Почти во всех странах мира судья имеет право сбавить срок реального отбытия наказание в связи с признанием или по семейным обстоятельствам, а часть срока назначить условно. В Грузии сейчас это право переходит от судьи к прокуратуре. Что она напишет, на том он поставит печать.

Нелишне напомнить, что судебная система Грузии общими усилиями с полицией и прокуратурой за пять лет увеличила число заключенных в стране в пять раз. Многих засадили в тюрьмы по политическим мотивам.  Грузинским судьям не нужно было даже пользоваться "телефонным правом", которым грешат московские арбитры. Они интуитивно выносили нужные прокуратуре приговоры. И вот этой системе, подавленной первыми двумя ветвями власти и лишенной новым уголовным кодексом последних признаков независимости, теперь еще назначили и менеджеров. Чтобы с судей глаз не спускали.

Артем Горбунов

< 1 2
топ видео
новости региона