Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Карабулак: преступление ли выселение?
15 августа 2013 20:13 Четверг
Карабулак: преступление ли выселение?. 21866.jpeg

Общественная организация "Союз пострадавших от геноцида" обратилась в прокуратуру и Верховный суд Ингушетии с просьбой проверить законность действий чиновников по выселению беженцев из мест компактного проживания в Карабулаке. По завершению священного для мусульман месяца власти республики обещали освободить от жильцов карабулакскую "Промжилбазу". Пока что в городке для "вынужденно перемещенных лиц" тихо, а судебные решения о выселении рассматривают апелляционные инстанции.

Своим заявлением в прокуратуру и Верховный суд Ингушетии председатель "Союза пострадавших от геноцида" Руслан Парчиев предвосхитил обещанное властями выселение беженцев из "Промжилбазы" в Карабулаке после Рамадана. До конца августа глава республики Юнус-Бек Евкуров обещал расформировать все пункты временного размещения беженцев в республике, в том числе бывший детский сад "Рябинка".

Парчиев просит проверить действия должностных лиц на наличие признаков преступления. "На протяжении последних примерно полутора лет власти Ингушетии настойчиво пытаются вторгнуться в жилищные права беженцев (вынужденных переселенцев), пытаясь изгнать их из мест компактного проживания и использовать недвижимость, которая в силу многих причин находится в центрах поселений и очень выгодна с коммерческой точки зрения", - говорится в заявлении главы организации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ИНГУШИ ИДУТ ПОД СНОС

По словам Парчиева, чиновники не имеют "юридического потенциала" и "доброй воли", чтобы заставить федеральные власти восстановить права пострадавших от геноцида в Северной Осетии и Чечне. Поэтому под нажимом "мошенников из миграционных служб и правоохранительных органов" пытаются в "интересах общества и государства" "стереть категорию социально защищаемых лиц".

Парчиев напоминает, что поначалу власти пытались расформировать места компактного проживания беженцев указаниями органов исполнительной власти при участии силовых структур. Правозащитники пресекли эти попытки. Затем наступил второй этап: административный ресурс был использован в суде, и Карабулакский районный суд вынес первое положительное решение о выселении.

Сначала чиновники подали иск об изгнании из пункта временного размещения 77 семей. Беженцы обратились к правозащитникам, и на суде многие отстояли свои права на жилище. Сейчас выселению подлежат 33 человека. Как сообщил корреспонденту BigCaucasus адвокат Микаил Муцольгов, решения по ним в данный момент обжалуются в апелляционной инстанции - в Верховном суде Ингушетии. Скоро должно состояться судебное заседание.

Несмотря на угрозу выселить всех после Рамадана, сейчас, по сведениям адвоката, никаких действий в лагере беженцев власти не предпринимают. "Да и более того, если у них на руках нет судебного решения, вступившего в силу, они по закону не могут это сделать", - подчеркнул Микаил Муцольгов.

В июле беженцы на "Промжилбазе" устроили голодовку. Власти уплотняли городок, переселяя их в другие здания, чтобы продуктивнее использовать территорию. На месте деревянных бараков они обещают построить школу на 540 учеников. Семьи, которые ранее имели статус вынужденно перемещенных лиц, дали слово пока не трогать. По словам Микаила Муцольгова, они не смогли собрать пакет документов, поскольку администрация города не выдавала им справку о регистрации по месту жительства, без которой они не могли обратиться в суд за продлением статуса. Сейчас заявления поданы по прописке ответчика - отдела ФМС.

Но есть на "Промжилбазе", по данным Абу Мержоева, начальника юридического отдела администрации Карабулака, около 30 семей, которые вообще никогда не были беженцами и чуть ли не самовольно захватили государственные помещения. Эти обвинения глава правозащитной организации МАШР Магомед Муцольгов считает абсурдными. "Никто туда самостоятельно не заселялся, - заверил он корреспондента BigCaucasus. - Стоит городок. Это же не палатка какая-то. Там вагончики, домики. Там есть комендант, который сотрудничает с властью. Как можно прийти и заселиться? Беженцы что ли осуществили рейдерских захват вагончиков? Люди обратились к властям, и власти на тот момент предоставили это жилье. И хорошо, что людей не оставили на улице. Я понимаю, что в таких условиях постоянно жить невозможно. Но эти вопросы надо решать системно".

Проблема вынужденных переселенцев, по словам Муцольгова, это не только проблема местных властей, но и федерального центра. "Нужно восстановить жилье, компенсировать имущество. Это не проблема людей. Это не они бомбили", - подчеркивает он.

Власти республики предложили беженцам компромисс: оплату из бюджета аренды жилья из расчета 5 тысяч рублей в месяц. За эти деньги в Карабулаке ничего приличного не снимешь, но если доплатить пару тысяч, то можно найти жилье получше, чем вагончик или деревянный барак. Каждые полгода при этом надо предоставлять администрации данные, не улучшилось ли материальное положение семьи: не нашлась ли работа, не приобрели ли жилье. На эти условия согласились лишь две семьи. И то, по информации Магомеда Муцольгова, им заплатили на год вперед лишь 50 тысяч, то есть меньше обещанного. Естественно, после этого доверие к обещаниям администрации упало до минимума.

В свою очередь, власти относятся к беженцам не как к пострадавшим в ходе вооруженных конфликтов людям, а как к иждивенцам, не желающим самостоятельно зарабатывать на жизнь. Неоднократно чиновники заявляли, что некоторые обитатели бараков сдают свое жилье в Чечне или где-то еще, а живут в Ингушетии на пособия и за счет предоставляемых льгот. Но это исключения, которые можно выявить в индивидуальном порядке.

Сказать, что для решения вопроса по беженцам в Ингушетии не делается ничего, нельзя. В этом году 14 семей из "Промжилбазы" получили сертификаты на жилье, которое строится для них по федеральной программе. Всего в очереди на получение жилья стоят 1546 семей из числа вынужденных переселенцев из Чечни. При нынешних темпах обеспечения их жильем последние по списку обзаведутся крышей над головой лет через 100. Но если выпроводить людей из мест компактного проживания и постепенно лишать их статуса беженцев, то эта категория "социально незащищенных", как и предупреждает Руслан Парчиев, просто растворится. Но люди, испытавшие на себе несправедливость со стороны государства, все равно останутся проблемой для российского общества. Как говорит Магомед Муцольгов: "Чем они хуже живут - тем больше у нас всех проблем".

Светлана Болотникова

топ видео
новости региона