Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Российская журналистика: а на войне как на войне
04 февраля 2013 23:21 Понедельник
Российская журналистика: а на войне как на войне. 21423.jpeg

Парламент Кабардино-Балкарии предлагает приравнять ответственность за посягательство на жизнь журналистов к санкциям за аналогичные преступления в отношении сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. В случае принятия закона за покушение на журналиста преступнику будет грозить уголовное наказание вплоть до пожизненного срока. В парламенте КБР объясняют  инициативу «острой потребностью в повышении уровня безопасности в Российской Федерации журналистов в связи с их законной профессиональной деятельностью». Критики выступают против практики принятия законов «по частным поводам».

Помощник председателя комитета парламента КБР по вопросам законности, правопорядка и общественной безопасности Малик Малкаров в интервью корреспонденту «Большого Кавказа» сразу же обратил внимание: распространенная ранее в СМИ информация о том, что кабардино-балкарские парламентарии решили ввести смертную казнь за убийство журналистов - «глубоко ошибочная формулировка». Согласно его пояснениям, смертная казнь и сейчас предусматривается за некоторые преступления, в частности за убийство (статья 105 УК РФ). Однако на эту меру наложен мораторий, и инициаторы закона не предлагали вновь ввести ее в практику.

Суть инициативы, говорит Малкаров, заключается в том, чтобы ужесточить наказание за посягательство на жизнь журналиста. Сегодня, если журналист выжил после совершенного на него покушения, уголовное дело заводится по части 3 статьи 144 («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»). Максимальное наказание - лишение свободы до шести лет. Возбуждение дела по статье 105 возможно лишь в случае смерти журналиста.

Инициаторы законопроекта считают, что к статье 144 следует добавить новую часть, в сущности, приравнивающую ответственность за посягательство на жизнь журналистов к санкциям за аналогичные преступления в отношении сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. То есть по аналогии со статьей 317, которая гласит: «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СМЕРТНАЯ КАЗНЬ ДЛЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИХ БОЕВИКОВ

Как уточнил Малкаров, в настоящее время законопроект рассматривается в Верховном суде РФ и федеральном правительстве. После того как из этих органов придут заключения, документ будет направлен на рассмотрение в профильный комитет Госдумы.

Отметим, что, согласно данным парламента КБР, которые приводятся в пояснениях к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 144 Уголовного кодекса Российской Федерации», в период с 1993 года в России погибло более 340 журналистов, «причем в подавляющем большинстве случаев посягательства были связаны с их профессиональной деятельностью».

Между тем Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности, в интервью корреспонденту «Большого Кавказа» выступил против «практики писать законы по частным поводам». «Обсуждаемый нами законопроект - это инициатива из того же ряда, что и «закон Димы Яковлева» или закон о возвращении в УК статьи о клевете. Все это поспешные, непродуманные, неосмысленные и малоперспективные законы», - констатирует правозащитник.

По мнению Симонова, нет никакой надобности выделять журналистов «с точки зрения их профессиональной принадлежности». «Когда погибает журналист, очень трудно определить, исполнял ли он профессиональные обязанности. Мы с этим сталкиваемся много лет, в половине из более 300 случаев это оказывается не так. А ведь мы стараемся все изучать подробно и, как вы понимаете, не предвзято», - указывает собеседник.

Глава Фонда считает, что значительно лучше было бы законодательно закрепить норму, согласно которой «любое нападение на журналистов должно быть расследовано вплоть до выявления заказчиков». «Вот если бы это было прописано в законе, я бы его всячески поддержал. А так - что сегодня никого не наказывают за нападение на журналистов, что завтра, когда ужесточится законодательство, все равно никого не будут наказывать. Безнаказанность преступлений - главный бич наших дней», - резюмирует Симонов.  

Бадма Бюрчиев


ЗА ЧТО УБИЛИ КАБАРДИНСКОГО ЖУРНАЛИСТА?
топ видео
новости региона