Вчерашний день в Ереване ознаменовался параллельными инаугурациями и неудачным "марш-броском" оппозиции на президентский дворец. Шествие оппозиции во главе с экс-кандидатом в президенты, лидером партии "Наследие" Раффи Ованнисяном, было остановлено живым шитом полиции в начале улицы. В результате произошла стычка между митингующими и полицейскими войсками. Задержаны несколько активистов и два политика из оппозиции. Одному из них, вице-председателю партии "Наследие" Армену Мартиросяну, разбили лицо.
"Действия полиции раздражают всех. Мы встали, чтобы защитить наш голос, отданный за Ованнисяна. Мы идем к резиденции, чтобы избранный президент Раффи Ованнисян зашел в свою резиденцию и начал там работать. Хватит уже того, чтобы обманывали нас и крали наши голоса. Чаша терпения переполнена. Мы будем бороться до тех пор, пока не добьемся своего. Мы не выступаем за столкновение, мы идем по улице, это полиция провоцирует стычку", - сказал в беседе с корреспондентом BigCaucasus активист Тигран Закарян, сторонник Ованнисяна. Он, как и многие другие, прикрепил к запястью абрикосовую ленточку, которая стала символом процесса под называнием «BaRevolution» - революция «приветов». Беседа с Тиграном состоялась в экстремальных условиях, когда над нашими головами летели бутылки из толпы в сторону полицейских сил во время стычки. В то время как в эпицентре событий происходила драка, люди на «окраинах» пытались найти общий язык с полицией. «Применять силу неправильно. Мы же вам не чужаки», - твердили сторонники Раффи.
Между тем многие обзванивали знакомых и друзей и рассказывали, что происходит в центре города. «Да, я здесь, на митинге Раффи Ованнисяна. Я тоже попал под горячую руку», - подшучивая, говорит один из участников акции. «Если нас не подпустят сегодня, мы придем завтра и так далее. Как может Серж Саргсян в условиях оцепления дать клятву перед народом? Это разве обеспеченная Армения, о которой так говорят власти? Своим ходом мы показали, что не признаем их, и они должны уйти. Серж Саргсян принес клятву с дубинкой в руках. У нас в руках свечи, а у него дубинка», - подчеркнул в интервью нашему изданию Размик, искусствовед.
Сначала Раффи Ованнисян пытался удержать своих сторонников от стычки. Наверное, он ждал чего-то, и несколько десятков раз повторял собравшимся на площади, что "необходимо дождаться 18:00". В то время как в резиденции президента Армении проводился фуршет для зарубежных делегаций, Раффи Ованнисян выступал на площади Свободы. На этот раз он не был в привычной водолазке и небрежно накинутом шарфе, который достался ему от деда. На нем был смокинг. Выступал он с довольно жесткими заявлениями, обвиняя во лжи Саргсяна и Католикоса всех армян Гарегина II. Раффи считает, что выборы были сфальсифицированы, и в связи с этим Католикос не должен был "допустить, чтобы на Библии была произнесена ложная клятва". Несмотря на то что Ованнисян пытался держать ситуацию под контролем, люди ждали действий. Некоторые из них приехали из регионов. Здесь были и такие фанаты Ованнисяна, которые пешком прошли 100 км из Гюмри в Ереван.
Предложение Раффи разойтись и собраться в 18:00 вызвало недовольство митингующих, которые грозились идти напролом. Чтобы перехватить инициативу, Ованнисян объявил о шествии по центру города. Однако напряжение не спадало. Люди требовали действий, а Ованнисян заявлял, что не допустит кровопролития.
В результате требование митингующих взяло верх, и они во главе с Ованнисяном направились к резиденции президента. Сначала лидер оппозиции заявил, что народ пойдет в резиденцию, однако затем быстро изменил решение и начертил продолжение маршрута: "Мы пройдем рядом с резиденцией и пойдем в Цицернакаберд, чтобы поставить там свечи (к мемориалу жертв Геноцида армян 1915 года - прим. автора)". Непонятно, как Ованнисян связал вчерашние политические события с Цицернакабердом. В Армении его называют "непрогнозируемым политиком" из-за манеры быстро изменять свои решения. В этом контексте многие помнят заявление Ованнисяна о том, что больше не будет голодовок. Спустя несколько дней он пошел на противоположный шаг и объявил голодовку, которая длилась больше трех недель.
Заявление лидера оппозиции пойти шествием по "президентской улице" привело в действие правоохранительные органы. Сотрудники полиции и подразделение спецназа с пластмассовыми щитами и дубинками создали живую стену. Толпа остановилась у стены и начала выкрикивать различные лозунги: "Полицейские, прейдите на нашу сторону. Вы тоже наши дети". После того как произошла стычка, Ованнисян и его супруга упали, а некоторые челны "Наследия" были избиты, лозунги сразу поменялись: "Вы - фашисты и тюрки!". Обычно тюрками в Армении называют тех, кого ненавидят. Негативный образ тюрков и Турции сложился у армян после геноцида в Османской империи.
Напряжение висело в воздухе. В один момент казалось, что хватит искры, чтобы ситуация вышла из-под контроля. Но компромисс все-таки нашелся. К месту событий приехал начальник полиции Владимир Гаспарян. Ему удалось убедить Ованнисяна подкорректировать свой маршрут и дойти до Цицернакаберда в обход резиденции президента. Гаспарян и Раффи вместе пошли в Цицернакаберд, где возложили цветы к вечному огню и вместе помолились.
Шаг Ованнисяна неоднозначно восприняли его сторонники. Одни приветствовали, а другие посчитали, что «он совершил политическое самоубийство». «На наших глазах Ованнисян совершил политическое самоубийство, и я сожалею об этом. Подобный безалаберный выход из ситуации я не представлял. Мы давно предложил Раффи сформировать альтернативную власть, провести альтернативные выборы и создать альтернативную систему. Только так можно бороться с системой. Мы предложили ему этот путь, однако он не захотел и все сделал по-своему. Народное движение, конечно, продолжится, но теперь уже без Раффи», - подчеркнул член инициативной группы движения «Сардарапат», оппозиционер Тигран Хзмалян.
Аршалуйс Мгдесян