В Южной Осетии отправлено в долгожданную отставку правительство Ростика Хугаева. Все министры пока остаются на своих местах, а обязанности премьера временно исполняет его заместитель Доменти Кулумбегов. Будет ли он утвержден в этой должности, или куратор республики от России Владислав Сурков пришлет еще одного российского управленца, пока неизвестно. Но отставки Хугаева республика жаждала давно, что не мешает ему, однако, оправдывать низкие темпы восстановления РЮО ошибками своих предшественников.
Сегодня президент Южной Осетии Леонид Тибилов отправил в отставку правительство, возглавляемое Ростиком Хугаевым. Все члены кабинета министров, за исключением самого премьера и уволившейся 8 января министра экономического развития Залины Хугати, пока остаются на своих местах. Обязанности Хугаева будет исполнять первый зампред правительства Доменти Кулумбегов.
Решение Тибилова было ожидаемым, поскольку рейтинг премьера в республике был нулевым, а слухи о его отставке ходили с осени, когда республику навестил помощник президента России Владислав Сурков. Как выяснилось сегодня, заявление об уходе Ростик Хугаев написал еще несколько месяцев назад, но что-то его удерживало. Может быть, "добрые, даже дружественные отношения", которые связывают президента со всеми членами отставленного им сегодня кабинета министров.
"Знаю, что в обществе давно муссируются слухи о предстоящей отставке правительства. Мне неведомо, кто распускает эти слухи, и какую цель преследует их автор, но, как вам известно, решение об отставке правительства — это исключительная прерогатива президента, а президент такое решение принял лишь сегодня", — цитирует Тибилова южноосетинское ИА "Рес".
Пожертвовать дружеской командой главе республики пришлось из-за критики со стороны общественности и руководства России. "За истекший период на выделенные средства можно было добиться больших успехов", — отметил президент. Он перечислил четыре главных недостатка правительства Хугаева. Во-первых, оно "не смогло выработать и внедрить четкую систему управления органами исполнительной власти" и допустило "разрыв между центром и районами страны". Во-вторых, провалило исполнение "задач, вытекающих из послания президента РЮО парламенту и народу РЮО от 30 апреля 2013 года". В-третьих, допустило "несогласованное перераспределение выделенных средств". В-четвертых, не устранило недостатки, выявленные Счетной палатой РФ в расходовании финансовых средств для восстановления Южной Осетии.
Ростик Хугаев возглавил Правительство РЮО в мае 2012 года. До этого он занимался строительным бизнесом в Самаре и, видимо, от него, как профессионала в этой сфере, ожидали быстрого восстановления республики. Однако как в Самарской области у дольщиков было много претензий по срокам сдачи и качеству объектов, возводимых его группой компаний "Амонд", так и в Южной Осетии вскоре поняли, что это не тот человек, с кем можно связывать большие надежды.
Правда, сам Ростик Хугаев, признавая срыв планов, сейчас оправдывает себя необходимостью исправлять ошибки предшественников. До него премьер-министром Южной Осетии был печально известный челябинец Вадим Бровцев, при котором выделенные Россией деньги исчезали миллиардами. Кроме того, ему мешали "внутренние проблемы, внутриполитическая раздробленность", а также "то, что зачастую личные интересы ставятся выше интересов государства, национальных интересов". Остался недоволен Хугаев и уровнем местной "исполнительской дисциплины". Из-за всего этого, как он заявил сегодня журналистам, за полтора года работы ему не удалось навести порядок в сфере строительства. Но зато его последователям будет легче, заверил Хугаев, так как ошибки исправлены, программы развития разработаны, генподрядчик определен.
Заместитель директора Центра стратегической конъюнктуры Михаил Чернов не считает оправдания экс-премьера достаточными, чтобы объяснить бездействие правительства. "На предшественников сваливать всегда легко, но это неконструктивная позиция. Понятно, что серьезные просчеты были заложены предыдущими властями, но и у нынешнего правительства было достаточно времени, чтобы задать новые тенденции, сдвинуть все с мертвой точки", — отметил эксперт в комментарии BigCaucasus.
Задержку с давно ожидаемым решением об отставке Михаил Чернов объясняет "завязанностью тех или иных людей на проекты, направления развития". "То, что это сделать было пора давно — это всем очевидно. То, что это сделано сейчас, до Олимпиады, означает, что возникла необходимость в насущных переменах ", — считает он.
"Перед Южной Осетией сейчас стоят в первую очередь экономические задачи, связанные с резким скачком в развитии инфраструктуры, качеством экономического планирования, реализацией экономических проектов, — подчеркивает наш собеседник. — Необходима реализация больших проектов, которые были заложены для Южной Осетии еще в середине 2000-х годов. Это, безусловно, российские проекты, но работать над ними должны в значительной степени югоосетины. Я говорю и о строительстве железной дороги через Кавказский хребет (150-километровая ветка, которая соединит североосетинский Алагир с Цхинвалом), и о модернизации транскавказских автомобильных дорог — Транскама, военной грузинской дороги на Кутаиси и на Батуми, которые необходимы России и Европейскому Союзу для работы с новыми портами и выхода на Армению".
При каком премьере Южная Осети сможет плодотворно участвовать в этих проектах? Сейчас называются разные кандидатуры, включая исполняющего обязанности главы кабинета министров Доменти Кулумбегова и московского предпринимателя Альберта Джуссоева. Михаил Чернов спекулировать на этой теме не стал, отметив, что это не так уж важно. По его словам, "стратегические направления развития в республике определяет глава государства, и многое зависит от его решимости к резким шагам и значимым преобразованиям".