Грузия задумалась о создании собственного оружия. Уже 26 мая, на параде в честь Дня независимости республики, Минобороны представит на суд широкой публики новую бронемашину "Дидгори", которая была изготовлена в Сакартвело. Пока тактико-технические характеристики машины держатся в секрете, однако корреспондент GeorgiaTimes связался с руководителем Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолием Цыганком и первым вице-президентом Академии геополитических проблем Константином Сивковым, попросив их оценить возможности и перспективы "Дидгори".
О появлении новой бронемашины стало известно после проведенной репетиции парада. Причем, по данным СМИ, собравшиеся увидели целых две модификации "Дидгори". Как рассказал главный редактор военно-аналитического журнала "Арсенал" Ираклий Аладашвили, сборка бронемашины производится на базе американского пикапа Ford на Тбилисском авиационном заводе. По словам эксперта, плод трудов грузинского военно-промышленного комплекса может использоваться с целью разведки или как транспортер, но сначала должен пройти все необходимые испытания, в том числе и брони.
Для чего Грузии понадобилось корпеть над созданием собственной военной техники, да еще и в условиях фактически загнивающего ВПК страны? Ведь, казалось бы, уже не первый год Соединенные Штаты помогают республике оружием, обучают солдат Сакартвело и снабжают их всей необходимой амуницией. Но, во-первых, после августовских событий 2008 года и прихода к власти в США Барака Обамы каких-либо крупных поставок вооружений из-за океана не было. Тут сыграла свою роль как нестабильность режима Саакашвили, поддерживать который в Пентагоне теперь не горят желанием, так и начавшаяся "перезагрузка" между Вашингтоном и Москвой. Во-вторых, на сегодняшний день грузинские солдаты проходят обучение лишь по программе подготовки американскими инструкторами к миротворческой операции в Афганистане. И, наконец, в-третьих, не стало оружейного братства между Саакашвили и Ющенко. А Украина, как известно, порой поставляла оружие в Грузию даже себе в убыток, снимая боевые единицы буквально с дежурства.
Не исключено, что именно поэтому в последнее время в прессе активно обсуждались грядущие закупки американского оружия, которые планирует Сакартвело. Как пишут СМИ, до конца этого года Минобороны Грузии намерено приобрести самые современные образцы вооружений производства США. Речь идет о зенитно-ракетных комплексах Patriot-3 и Stinger, наземных ракетных системах Javelin и противотанковых комплексах Hellfire-2, сообщает Peacekeeper.ru. Что же получается: если Тбилиси создает собственную бронемашину, значит, закупки у Соединенных Штатов обходятся республике в копеечку? Но, тогда не вполне понятно, способна ли Грузия изготавливать военную технику, которая будет отвечать всем условиям современного ведения боя.
О перспективах "Дидгори", а также истинных целях создания чуда грузинской техники, корреспондент GeorgiaTimes говорил с известными российскими военными экспертами Анатолием Цыганком и Константином Сивковым.
Цыганок: Во-первых, я напомню, что американцы после первых подрывов их "Хаммеров" начали модернизировать эти бронемашины. И, если раньше они стоили в среднем 30-35 тысяч долларов, то сейчас - около полумиллиона. А всю ненужную и устаревшую технику они продают Грузии, Польше и другим странам. Во-вторых, Вашингтону совсем не нужен такой неуступчивый человек, как Саакашвили. В условиях потепления отношений между Россией и США президент Грузии явно оказался не у дел. Поддерживать его сейчас невыгодно ни НАТО, ни Соединенным Штатам.
Я вполне допускаю, что Саакашвили решился на создание бронемашины, поскольку начал понимать - последующих поставок оружия уже не будет. Но, откровенно говоря, те машины, которые строят фордовские заводы, неустойчивы к подрывам. Весь мир сейчас использует БТРы с бронированным дном.
Сивков: Будем смотреть на вещи реально. Пикап Ford - это легковой автомобиль, и он должен быть радикально переработан, чтобы иметь серьезную защиту. На стандартной же ходовой части он может быть защищен лишь посредством тонких бронелистов, которые спасут разве что от пистолета или укороченного автомата. То есть, никакой боевой ценности эти машины представлять не могут. Они могут быть интересны лишь как средство передвижения для инкассаторов. Если же их пустят в бой, то Грузия понесет большие потери.
Более того, в республике за 20 лет были разрушены все основные промышленные предприятия. Даже крупнейший кутаисский автомобильный завод, который в свое время обеспечивал Советский Союз грузовыми машинами, уже в 1991 году прекратил свое существование. Сейчас в республике отсутствуют конструкторские кадры. Поэтому никакой базы для того, чтобы Грузия смогла воссоздать хотя бы подобие той промышленной мощи, у республики нет. Тем более, это невозможно при Саакашвили. Он не создатель, а разрушитель и патологический трус. Создание этой машины - скорее политический шаг, который должен продемонстрировать, что нынешнее грузинское руководство заботится о воссоздании промышленного потенциала страны.