Жители селения Белая Речка, ныне входящего в состав Нальчика, намерены вернуть своему населенному пункту статус муниципального образования. В нынешних условиях сельчанам сложно защищать свои интересы, в частности, решать острые земельные вопросы. По словам руководителя Центра социально-экономических исследований регионов RAMCOM Дениса Соколова, ситуация, сложившаяся в пригороде столицы Кабардино-Балкарии, типична для всего Северного Кавказа, и если сегодня не начать повсеместно решать земельные проблемы, имеющиеся очаги напряженности могут перерасти в серьезные конфликты.
16 марта белореченцы блокировали садово-полевые работы субарендаторов предпринимателя Халима Бабаева - им не понравилось, что Бабаев решил разбить на их землях яблоневые и виноградные сады. Жителям села этот ход показался политическим. В отличие от огорода, сад - «проект» долгосрочный, и сельчане расценили действия арендатора как претензию на приватизацию участка площадью 25 га. 20 марта белореченцы отправились к Дому правительства, где в тот день проводил совещание полпред президента РФ в СКФО Александр Хлопонин. Сельчане намеревались потребовать вернуть Белой Речке статус муниципального образования.
На встречу с крестьянами вышли первый заместитель председателя правительства Кабардино-Балкарии Ирина Марьяш, и.о. руководителя администрации главы КБР Залим Кашироков, федеральный инспектор по КБР Владимир Канунников и другие чиновники. Эмоциональный разговор в здании Балкарского государственного драматического театра ни к чему не привел. Белореченцы возмущались тем, что после изменения статуса села молодежи перестали выделять земельные участки под строительство. Попытки чиновников перевести диалог в сферу юридических тонкостей лишь усилили раздражение собравшихся, и они решили идти к Хлопонину. Однако Дом правительства уже был оцеплен полицией, и кортеж с машинами полпреда и главы КБР Арсена Канокова беспрепятственно умчался прочь. Вопросы сельчан так и остались без ответа.
Денис Соколов, руководитель Центра социально-экономических исследований регионов RAMCOM:
Земельный конфликт в селении Белая Речка - совершенно ожидаемое событие. Началось все с того, что в 2005 году власти Кабардино-Балкарии включили населенные пункты, расположенные вблизи Баксана и Нальчика, в состав городских округов без сохранения органов местного самоуправления. В частности, поселки Хасанья, Белая Речка, Адиюх и Кенже вошли в состав Нальчика. Тогда сопротивление балкарских поселков было подавлено с трудом, положенные по закону процедуры даже формально соблюдались с большой натяжкой, а один из лидеров Хасаньи, Артур Зокаев, был убит.
После реорганизации муниципалитетов жители поселков потеряли контроль над землей. Сейчас конфликт вступил во вторую фазу: из-за того, что участки начинают раздавать в аренду, люди понимают, что могут потерять землю навсегда, если новые владельцы разобьют сады или вовсе продадут участки под застройку. Демагогией о нюансах законодательства, рассчитанной на забалтывание темы, проблему уже не решить. За прошедшие годы доверия к власти не прибавилось, и Залим Кашироков - не тот человек, который может «развести народ», призывающий к ответу то Канокова, то Хлопонина. Видимо, период, когда земельный вопрос можно было свести к заклинаниям, закончился в принципе.
Ситуация, сложившаяся в Белой Речке, для региона типична - такого рода конфликты растиражированы по всему Северному Кавказу. В Дагестане, в Махачкале, кумыки Тарков, Кяхулая и Альбурикента, как известно, уже почти год удерживают площадку под названием Караман. В той же Кабардино-Балкарии всплывают истории то со старыми яблоневыми садами в поселке Кенже, то с известным холдингом «Меркурий» в Прохладненском районе - перечислять их можно долго. Под прицелом практически все «латифундии», возникшие в последние два десятилетия. И если с законом там с грехом пополам все может быть и улажено, то «по жизни» крестьяне, скорее всего, будут не готовы расстаться с землей.
Сегодняшнее обострение закономерно. С кризиса 2008 года в стране прекратился рост уровня жизни и резко сократилось строительство в крупных городах России. Ездить на заработки стало некуда, единственный оставшийся ресурс - земля. Региональные элиты, прибравшие к рукам земли de jure и исчерпавшие возможности списывать на них бюджетные деньги, собрались, наконец, использовать сельскохозяйственные угодья de facto. Вот и появились арендаторы с сельскохозяйственными планами и даже инвесторы. А их деятельность уже на виду, ее не завуалируешь.
Земельный вопрос принципиален для всего региона и решать его придется ближайшее время. Предлагаемые администрацией разговоры о соблюдении закона перестают быть убедительными, когда на другой чаше весов - конкретный участок, на котором можно построить свой дом.
Несмотря на то что, как уже говорилось, земельные конфликты на Кавказе типичны, все они имеют свои особенности. Поэтому каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно и находить реальные, а не бюрократические компромиссные решения. В этом задача региональных властей и «переговорщиков от народа». На них лежит огромная ответственность - нужно избежать насилия.
И еще. Люди ждут от федерального центра справедливости, а не отсылок к сыплющим канцеляризмами юристам в подконтрольных региональным баронам судах. Поэтому решение всех местных земельных конфликтов, в сущности, сводится к одному главному вопросу: будет ли создан независимый - как в свое время «королевский» в Великобритании - суд. Если нет, то конфликты могут перейти в насильственную фазу.