На свой страх и риск Национальный банк Грузии (НБГ) принял решение определять официальный обменный курс лари на основе сделок на МТВБ и осуществлять интервенции валюты только на аукционах, сообщает «Бизнес Грузия». Банкиры уверяют, что это будет способствовать развитию денежного рынка и сокращению долларизации. Эксперты, однако, сомневаются в необходимости отпускать лари сейчас. Доктор экономических наук Давид Нармания предостерегает, что это содержит большие риски. А член «Национального форума» Нико Орвелашвили предполагает, что в НБГ либо возникли проблемы с валютными резервами, либо было принято решение не тратить деньги безрассудно и пустить процесс на самотек, что в итоге вызовет скачкообразный рост курса лари. «Через 2-3 дня заявят о том, что курс лари по отношению к доллару составляет не 1.65, а 2.0 или 2.5, это станет серьезным ударом по грузинской экономике и населению», - опасается эксперт. На это вице-президент НБГ Давид Амаглобели отвечает, что банк уже месяц не вмешивался в операции на бирже, однако колебаний национальной валюты отмечено не было. Коррекция вниз его не беспокоит.
Эксперты, в отличие от руководства НБГ, считают, что Грузия ещё не прошла пик кризиса, и мечется между политическими и экономическими угрозами, как между Сциллой и Харибдой. «В апреле впервые за последние годы не удалось собрать запланированное количество доходов госбюджета. Международное рейтинговое агентство сделало заявление, что оно ввиду длительности политического напряжения намерено сократить суверенный кредитный рейтинг Грузии. Сокращаются активы коммерческих банков, падает активность в различных областях деятельности, особенно в сфере строительства. Снизилось количество торговых операций. Все это говорит о том, что Грузия далека от преодоления кризиса», - считает эксперт Реваз Сакеваришвили.
Более того, осенью, предупреждает глава экономического форума Вахтанг Рчеулишвили, ожидается пик снижения покупательной способности населения страны, что приведет к коллапсу потребительского рынка. «В стране уже существует дефицит наличности. Для покрытия кредитов население продает все, что имеет ценность. Многие уже не могут выплачивать кредиты. Исходя из этого, банкам придется продавать заложенное имущество. В то же время недвижимость подешевела минимум на 30 процентов. Это значит, что заложенное имущество превратилось в проблематичный и некачественный актив», - поясняет эксперт. С ним полностью согласен коллега Сосо Цискаришвили: «Ситуация очень сложная и с каждым днем усугубляется. То же самое происходило в Америке. Но там правительство приняло ряд конкретных мер. В Грузии же этого не происходит. Падение покупательной способности населения достигнет своего пика осенью».
Учитывая все опасения, Международный Валютный фонд в своём региональном обзоре даёт на 2009 год прогноз об очень незначительном, но всё же росте ВВП Грузии на один процент, в 2010 году - на три процента. Эксперты фонда советуют всем странам региона поддерживать гибкость обменного курса, обеспечить социальные гарантии социально-незащищённым слоям населения и ужесточить надзор за деятельностью банков. Но до того ли правительству Грузии, ежедневно вынужденному огрызаться на нападки радикальной оппозиции?