2011 год в финансовом плане начался для Грузии не очень удачно. Колебания лари по отношению к доллару могут спровоцировать рост цен на потребительском рынке. Однако эксперты предлагают не паниковать и объясняют, что падение грузинской национальной валюты является естественным процессом. Даже усилия Национального банка по искусственному сдерживанию курса оказались напрасными - весь предыдущий год лари катился в бездну. К тому же, масла в огонь подкинула Южная Осетия: с этого года она запрещает обращение лари на своей территории.
"В целом, в конце года большинство компаний выплачивают налоговые обязательства и выдают зарплаты, поэтому к концу года спрос на лари всегда растет, что способствует его укреплению. Уже с нового года проявляет себя противоположная тенденция и люди начинают хранить деньги в долларах США. Поэтому колебания курса лари являются естественным процессом. Главное, чтобы это не имело скачкообразный характер", - цитирует эксперта по вопросам экономики Левана Каландадзе агентство "Пирвели".
Тем не менее, несмотря на все уверения специалистов, в грузинских магазинах отмечается подорожание некоторых продуктов. Так, в течение последней недели подскочил в цене сахар - теперь он стоит около 2,40 лари. На несколько тетри также увеличились цены на лук и картофель.
Но что правительству Грузии до бед собственных граждан? Колебания курса национальной валюты очень сильно бьют по государственному бюджету. В середине прошлого года после проведения муниципальных выборов стремительное падение лари принесло казне кавказской республики одни только убытки - на семнадцать миллионов долларов. Это объяснялось непомерными расходами правящей партии Грузии "Единое национальное движение" на политическую агитацию, которые увеличили инфляционные ожидания и денежную массу.
Самое смешное, что министр Каха Баиндурашвили в июле 2010 года попытался оправдать увеличение государственного бюджета, связав его с текущим низким курсом национальной валюты. Объяснение смешно до простоты: дело, оказывается, вовсе не в инфляции, о которой трубят на всех углах. Просто республиканские расходы рассчитываются не в долларах, поэтому правительство вынуждено лавировать и выбирать наиболее оптимальные варианты.
Оппозиция, в свою очередь, уверяла общественность в том, что подобным оптимальным вариантом президент Михаил Саакашвили стремится погасить задолженности "за выборы" по более низкому курсу, поэтому падение лари - результат политического решения, направленного на то, чтобы дефицит торгового баланса не приобрел совсем уже заоблачные масштабы.
Как бы то ни было, в конце прошлого года девальвация лари по отношению к доллару утомила на Южном Кавказе всех. Неудивительно, что правительство Южной Осетии объявило: после новогодних праздников грузинская валюта объявляется "персоной нон-грата" на всей ее территории. А стало быть, теряет статус законного платежного средства с 10 января 2011 года.
"Администрация Ленингорского района Южной Осетии приняла решение об изъятии из оборота грузинской валюты", - рассказал помощник главы районной администрации Сергей Гаглоев газете RBCDaily.
Грузинское руководство, разумеется, очень остро отреагировало на эту вопиющую, по его мнению, ситуацию. "Российские власти хорошо видят успехи Грузии на международной арене, поэтому они раздражены и совершают столь безответственные действия - такие, как геноцид культурных памятников, ограничение передвижения людей, изъятие валюты из оборота", - цитирует "Наша Абхазия" председателя комиссии по территориальной целостности парламента Грузии Шоты Малашхия.
Гневливость грузинских политиков понятна. Ведь в ходу останутся исключительно российские рубли, которые являются официальной денежной единицей республики и с помощью которых производятся расчеты между Южной Осетией и Россией. Учитывая, что 80 процентов всего торгового оборота приходится на российскую сторону, хождение лари постепенно утрачивает актуальность - что называется, естественным путем. А все "русское" вызывает у политической элиты Грузии такую чесотку, какая даже серебряным блохам, оккупировавшим Аджарию, не снилась.
Вполне возможно, осетины и рады бы параллельно пользоваться другими денежными единицами, наряду с российской валютой, но отсутствие обменных пунктов не позволяет сегодня смотреть на экономику частично признанной республики так широко. При этом о создании собственных денег в Южной Осетии пока не задумываются - их устраивает крепкий рубль, который тоже испытывает притяжение доллара, но в отличие от грузинского лари, умеет сопротивляться.
Что касается самой Грузии, то если дело пойдет так и дальше, ее населению и правительству впору будет переходить на американские доллары, став таким образом пятьдесят вторым штатом США. Опять же, что называется, естественным путем.