Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
"За кадром" грузино-азербайджанских отношений
12 мая 2013 14:36 Воскресенье

Министром энергетики Грузии едва не стала Рамиля Алиева, азербайджанка по происхождению. Отношения между двумя странами остаются ровными. Но в этих стабильных, добрососедских отношениях есть нюансы, которые в иное время могут и разрушить эту дружбу. В этих нюансах разбирался наш корреспондент.  

Рамиля Алиева министром, как это предрекали в первую очередь азербайджанские СМИ, не станет. Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили принял решение выдвинуть в качестве кандидата на должность президента от правящей партии Георгия Маргвелашвили, а не как это предполагалось раньше, нынешнего министра энергетики Каху Каладзе. Если бы в прошлом известный футболист Каладзе ушел бороться за президентское кресло, возможно, кресло министра энергетики освободилось бы именно для Рамили Алиевой, известной правда, более как журналистка. Это было бы хорошей новостью и для Баку и для многочисленной азербайджанской общины в самой Грузии. 

И в Тбилиси и в Баку грузино-азербайджанские отношения любят называть взаимоотношениями "стратегических партнеров". До недавнего времени все было вроде бы гладко. Стратегическое партнерство во многом было основано на личных контактах в 90-х годах прошлого века между Гейдаром Алиевым и Эдуардом Шеварднадзе, которые знали друг друга еще со времен Политбюро ЦК КПСС, а в 2000-х годах - между Ильхамом Алиевым и Михаилом Саакашвили, считавшихся "молодыми, энергичными политиками будущего".

Конечно же в двусторонних отношениях были и проблемы - это в первую очередь касалось монастырского комплекса Давид Гареджи, часть которого находится на территории Грузии, а часть - на территории Азербайджана. Несмотря на многократные переговоры, грузинским паломникам так и не дали право посещать "азербайджанскую" часть комплекса. А поскольку в этом районе пограничного пункта нет, приходилось делать огромный круг, пересекать границу на Красном мосту и затем возвращаться обратно - вместо того, чтобы пройти сотню метров пешком. Пограничники не пускали.

Вторая серьезная проблема - ситуация с грузинским населением в Кахском районе Азербайджана. Здесь проживают несколько тысяч грузин, которые также часто жаловались на проблемы, связанные с посещением святынь. Невозможность посещать грузинские храмы, которые в Азербайджане называют "албанскими", не единственная проблема местного населения.  Также есть проблемы с открытием дома грузинской культуры и трудности во время пересечения азербайджано-грузинской границы.

Впрочем, Тбилиси и Баку предпочитали не говорить вслух об этих проблемах, учитывая наличие более высокого уровня отношений. Ведь Грузия - главная транзитная страна для азербайджанского газа и нефти, а после завершения строительства железной дороги Баку - Ахалкалаки - Карс, Азербайджан получит прямое железнодорожное сообщение (опять же через территорию Грузии) с Турцией и, далее, с Европой. 

Первые вопросы возникли сразу после прихода к власти Бидзины Иванишвили. Сначала премьер заявил, что развивать железнодорожное направление в сторону Турции и одновременно строить новый тоннель, соединяющий Западную и Восточную Грузию, нецелесообразно. Противники Иванишвили тут же заявили, что премьер собирается свернуть строительство железной дороги Баку -Карс и лоббирует открытие железной дороги через Абхазию. Однако после визита в Азербайджан, Иванишвили заявил, что ни о каком сворачивании проекта Баку - Карс речи не идет и железная дорога будет построена "даже быстрее намеченного срока".

Вторая ложка "грузинского дегтя" в "бочке азербайджанского меда" появилась уже после заявления министра энергетики Кахи Каладзе, который предложил в качестве альтернативы азербайджанскому газу закупать и российский тоже. Оппоненты правительства Бидзины Иванишвили, и в частности президент Грузии Михаил Саакашвили поспешили назвать эти заявления "отказом от независимого курса страны".

Поэтому Баку был вынужден принять "ответные меры". В Тбилиси прибыл министр культуры Азербайджана Абульфаз Гараев - обсуждать вопросы грузинского храма Давид Гареджи и положение населения в Кахском районе.

По решению грузинской и азербайджанской сторон, грузинские паломники смогут беспрепятственно посещать православные храмы в Азербайджане. Об этом Абульфаз Гараев заявил после встречи с грузинским коллегой. По его словам, он не видит принципиальных препятствий для посещения Давид Гареджи или храмов в Кахском районе. "Культура не может становиться причиной разъединения. Культура должна объединять, а оставленные нам в наследство архитектурно-культурные памятники общие для нас", - заявил Гараев. По его словам, территория Давид Гареджи объявлена заповедником, и этим азербайджанская сторона берет на себя ответственность за его охрану. Министр подчеркнул, что решением обеих сторон, посещение святых мест не будет проблемой. Он также отметил, что существующие на территории Азербайджана "молельни албанского происхождения" являются общими культурными памятниками, поэтому азербайджанская сторона предоставляет возможность грузинской православной общественности раз в неделю, по пятницам, проводить здесь службы. "В остальные дни они будут представлять памятники культуры, охраняемые государством", - заявил Гараев. По поводу Кахского района Азербайджана, исторической грузинской провинции Эрети, и сегодня населенного этническими грузинами, министр культуры сказал, что не так давно была достигнута договоренность о создании грузинского дома культуры с целью активизации культурного сотрудничества между двумя народами. Договоренность эта была как нельзя кстати, поскольку во время визита в Грузию Абульфаза Гараева, в социальных сетях актуализировался вопрос о грузинских храмах в соседней стране. 

"100 лет грузины в Азербайджане не могут служить в храмах на грузинском, там запрещены священники, и называть грузинские храмы грузинскими тоже запрещено. В Азербайджане грузинские храмы называют албанскими....а то, что исторически грузинская провинция вместе с грузинами находится на территории Азербайджана, никто не вспоминает",- пишет один из грузинских пользователей Facebook.  

Впрочем, эксперты отмечают, что проблемы решаемы, поскольку Грузия и Азербайджан очень зависимы друг от друга.

"Я не думаю, что эти вопросы связаны со сменой власти в Грузии, - сказал в интервью BigCaucasus эксперт по политическим вопросам Рамаз Сакварелидзе, - к примеру, власти Саакашвили тоже сначала говорили о том, что нефтепровод Баку -Джейхан не является для Грузии важным проектом, однако затем эти заявления изменились - глобальная политика сыграла свою роль. Я думаю, что эти отношения все-таки будут развиваться в позитивном ключе. Учитывая географический и политический факторы, Грузия и Азербайджан просто не могут жить друг без друга. Конечно же есть определенные недоразумения, в том числе на границе. Но их можно решить. А по поводу импорта природного газа из России, так его Грузия получает и сегодня, так что это не будет неожиданностью дял Азербайджана. Что касается проблем грузин в Кахском районе Азербайжана, так и их можно решить, тем более что существует прецедент решения проблем грузинских исторических памятников на территории Турции, которые после успешных  переговоров Анкара решила восстанавливать собственными силами", - сказал Сакварелидзе.

Следует отметить, что любое движение Тбилиси в сторону Баку или Еревана очень остро воспринимается соответственно, либо армянами либо азербайджанцами. Сложилась даже такая неофициальная традиция. После посещения высокопоставленными грузинскими чиновниками Азербайджана, спустя короткое время совершается визит в Ереван и, наоборот, - после посещения Армении всегда запланирован визит в Азербайджан.

Михаил Вардзелашвили, Тбилиси.  

 

топ видео
новости региона