Демаркация границы между Южной Осетией и Грузией вызывает недовольство людей, проживающих в приграничных селах. Местные жители говорят, что колючая проволока, которая разделяет РЮО и Грузию, нередко проходит по их садам, огородам и даже сельским кладбищам. Другие жители этих сел говорят, что теперь российские военные не будут их задерживать за незаконное пересечение границы, поскольку граница наконец стала четко обозначена.
"Вот тут мой огород, а вот здесь мой дом, а теперь посередине них возникла колючая проволока. И как мне теперь ходить в огород, под землей что ли?" - говорит житель села Дици по имени Мириан.
Уже три дня как в селах Дици, Двани, Хурвалети и еще десяти населенных пунктах стали устанавливать колючую проволоку. Жители приграничных с Южной Осетией грузинских сел в беcеде с корреспондентом BigCaucasus говорят, что русские военные передвинули границу вглубь территории Грузии примерно на 200-300 метров. Это же говорят и в Горийской районной администрации. Однако аппарат Госминистра по реинтеграции не подтверждает эти сведения. Как сообщили в ведомстве Пааты Закареишвили, российские войска установили проволоку в том месте, где и так была граница, за пересечение которой нередко задерживали жителей окрестных сел.
Некоторые местные жители, в основном те, кому проволока не разделила посередине двор, говорят, что теперь они точно знают, где проходит граница, и количество людей, которых задерживают власти Южной Осетии и российские пограничники, резко сократится. "Вот этот забор, прямо перед моим домом, это уже граница Южной Осетии, - говорит в беседе с BigCaucasus Георгий, житель села Хурвалети. - Нам сказали так: за забор вы можете переходить только на 5 метров, если дальше, то задержат. За это полагается штраф в 15 тысяч рублей, а где у нас такие деньги? А то и вообще в тюрьму могут посадить", - говорит местный житель.
Процесс установки проволочных заграждений уже опротестовали в МИД Грузии. Внешнеполитическое ведомство называет эти действия "незаконными" и призывает российскую сторону немедленно прекратить этот процесс.
К месту, где возникла колючая проволока, прибыли и представители мониторинговой миссии ЕС в Грузии. Наблюдатели лишь следят за процессом и никаких комментариев не делают. Как заявил на пресс-конференции Госминистр по реинтеграции Паата Закареишвили, у международных организаций практически нет никаких рычагов, чтобы повлиять на российскую сторону.
Общая протяженность границы между Грузией и Южной Осетией составляет около 350-ти километров. В отличие от границы между Грузией и Абхазией, в основном проходящей по реке Ингури, здесь граница четко не обозначена. Часто это овраги, труднопроходимые леса или болота, безлюдные поля. ,А порой это села и близлежащая территория, где после демаркации один дом оказывается на грузинской стороне, а другой - на югоосетинской.
Госминистр по реинтеграции Грузии Паата Закареишвили считает, что установка колючей проволоки создаст больше проблем осетинскому населению, нежели грузинскому. "Грузины и так не могли попасть на территорию Южной Осетии, их туда никто не пропускал, - сказал Закареишвили на пресс-конференции, - а вот осетинское население часто переходило на грузинскую сторону. В отличие от режима Саакашвили, мы не задерживаем этих людей и позволяем им беспрепятственно перемещаться по территории Грузии. Так что мне кажется, что границу закрыли для осетинского населения, чтобы ограничить возможность их перехода в Грузию", - сказал Закареишвили. Госмнистр также добавил, что Грузия использует дипломатические рычаги и "не собирается развязывать войну из-за 200-300 метров территории".
Однако эксперты не согласны с утверждениями Закареишвили о том, что Россия опасается успешных действий нового руководства Грузии по разрешению грузино-осетинского конфликта, и возведение заграждений вызвано именно этим. "Мне не совсем понятно, о каком успехе говорит господин Закареишвили, - заявил в интервью BigCaucasus эксперт по вопросам международных отношений Торнике Шарашенидзе. - Насколько мне известно, возведение колючей проволоки началось еще несколько лет назад, и почему-то тогдашнее руководство Грузии никак не отреагировало на происходящее. Возможно, они хотели урегулировать этот вопрос тихо, без большого шума. Но, как видите, проблема осталась, и процесс установки этих заграждений продолжается. Конечно же, Грузия должна отреагировать на происходящее активно - через международные организации, которые затем могут оказать дипломатическое давление на Россию. Грузия не должна оставаться с Россией один на один: в одиночку Тбилиси не справиться с решением этих вопросов. Но, конечно, воевать из-за этого никто не собирается, да и не по зубам это Грузии", - думает Шарашенидзе.
Михаил Вардзелашвили