Совсем скоро 25 тысяч грузинских студентов выйдут на работу, которую им предоставило государство по программе трудоустройства "Summer job". Но не всем желающим повезло оказаться в списке. Сложилось ощущение, что регистрация закончилась, не успев начаться. А кое-кто утверждает, что работа досталась в основном тем студентам, на которых возлагает надежды "Национальное движение".
"Я студент. Мне 18 лет. Учусь в университете им. Илии Чавчавадзе. Летом могу выполнить любую физическую работу. Нико".
"Ищу летнюю работу, желательно в курортной зоне, официантом. Мне 19 лет, студентка. Ната".
"Могу выполнить любую разовую физическую работу в августе. Я студент, мне 21 год. Если будет долгосрочная работа и я смогу совместить ее с учебой, это для меня наилучший вариант. Гога".
Похожими объявлениями кишит Интернет, журналы и газеты Грузии. Это объявления тех молодых людей, которые не смогли стать участниками инициированной президентом программы трудоустройства студентов "Summer job". Зарегистрироваться в данной программе с 20 марта по 20 апреля мог любой студент. В августе государство должно было предоставить учащимся работу с зарплатой в размере 500 лари.
Однако утром 20 марта, когда должна была начаться регистрация, оказалось, что сайт уже перегружен, а к 3-м часам дня уже зарегистрировалось 25 000 студентом. Лимит был исчерпан за полдня.
Представители "Студенческой лиги" провели у министерства здравоохранения небольшую акцию протеста. Их интересовал вопрос: как 25 000 студентов умудрились зарегистрироваться за считанные часы? Но ответа они не получили.
Читайте также: Грузинские студенты: к знаниям через голодовку
Близится август. Во многих учреждениях уже можно встретить молодежь, прошедшую регистрацию, которая скоро должна приступить к работе.
Два дня назад я, по личному делу, посетила компанию "Казтрансгаз". Эта компания принадлежит казахам, но владеют они ей чисто символически. На самом деле ее хозяином является парламентарий Давид Вежуашвили. В офисе компании было очень много молодых людей. Как только я зашла в кабинет к управляющему, следом ввалилась молодая сотрудница и обратилась к нему: "Батоно Леван, прошу объяснить студентам, что нужно приходить сюда в подобающей одежде. Я должна им отдать представительное письмо, а они, видите, в майке со скелетом... Напугают наших абонентов. Я вчера дала им предупреждение, но без толку", - ругается женщина. Молодые должны ходить по квартирам вместе с инкассаторами и записывать показания счетчиков.
Батони Леван улыбается и выходит к своим будущим молодым сотрудникам. Через несколько минут мне тоже далась возможность поговорить со студентами. Они оказались из разных институтов - технического, медицинского, иностранных языков.
- На что планируете потратить заработанные деньги?
- Мы заплатим за учебу.
- Разве этих денег хватит на учебу?
- Не хватит, но и то хлеб, потом, может, где нибудь еще поработаю, - говорит высоки, худощавый Лука с доброй улыбкой.
- А родители вам не помогают? - спрашиваю я Луку.
- Мама у меня умерла прошлом году от рака. Вся тяжесть в семье пришлась на меня и мою старшую сестру. Отец работает день и ночь, еле содержим семью. Старшая сестра работает, младшие близнецы в школе. По вечерам отцу помогаю, он кафельщик. Он и меня научил этому ремеслу.
Оказывается, Лука хороший мальчик, трудолюбивый парень.
- Где трудоустроили твоих друзей?
- Кого как, по разным местам. Мой друг оказался в юридической фирме. Там очень хорошая ситуация, комфортабельная. Другого друга определили в службу очистки, еще одного - в водный канал. Так что теперь у всех нас есть работа, хотя бы на месяц, но ничего. Правда, было бы лучше оказаться вместе. Университетский студсовет обещал отправить нас на море и трудоустроить, но не получилось.
- Как это - обещал? Тут тоже по знакомству?
- Да, конечно. Только тех людей трудоустроили студенческие организации, на которых надеется "Национальное движение". Политика ворвалась и к нам.
- Разве регистрация проходила по этому признаку?
- Конечно. Как только была объявлена регистрация, я сразу оказался в списках.
- Ты являешься членом "Национального движения"?
- Нет. В студсовете состоит один мой друг, близкий с "националами". Он мне в этом и помог.
- А что говорят те студенты, которые не смогли зарегистрироваться?
- Им, конечно, тоже нужны 500 лари и больше. Наверно, они в следующем году будут работать.
- Как ты считаешь, этой программой правительство смогло угодить молодежи?
- А чего больше можно из них вытянуть? И то хлеб, - улыбается молодой Лука.