- Такого рода помощь должна контролироваться кем-то одним. Это просто опасно, я имею в виду сбор денег на выкуп.
- Почему?
- Мое убеждение, основанное на опыте: лучше всего, если дело помощи своим морякам в таких вот конкретных случаях берет на себя государство, пусть и негласно. Чтобы был единый центр. Когда пытаются помочь (бескорыстно или не очень) несколько организаций, переговоры тут же замедляются или вовсе тормозятся. Если пираты узнают об организации сбора выкупа - будьте уверены, они этим воспользуются и поднимут цену. Если государство категорически не лезет в дело, то пусть тогда пытаются как-то помочь отдельно взятые профсоюзы БЕЗ РЕКЛАМЫ В СМИ! Если они начинают сообщать об этом в прессе, значит, у них свой интерес, и вся эта возня только помешает переговорам и скорейшему выкупу.
- До этого пираты, напротив, снизили требования с 15 миллионов долларов до одного миллиона.
- 15 миллионов изначально нереально, пираты никогда не заявляют с ходу реальную цену. Кто им даст 15 миллионов за эту лохань? Это смешно. И пираты это прекрасно знают. А вот если учуют интерес других организаций помимо судовладельца, то тут и попытаются сыграть.
- Интересно, на что они рассчитывают, зная, что Грузия - вовсе не богатая страна?
- Грузия, может, страна и небогатая, но и речь не о миллиардах. Пираты могут содрать миллион, могут три. Грузия от этого не разорится, а пиратам - состояние. Пираты вообще-то требуют одинаково что с небогатой страны, что с богатой. Все упирается в готовность правительства вмешаться и взять все дело в свои руки. Госструктуры могут очень быстро выяснить, сколько именно может заплатить владелец, 350 тысяч или больше. И предпринять негласные меры, чтобы сделать его сговорчивее. В конце концов, в любом захвате, прежде всего, виноват владелец - надо было или выбирать безопасный маршрут, или нанимать охрану.
- Грузинское правительство сейчас собирается провести кадровые перестановки в Морской администрации и выработать новую стратегию работы в морской сфере. В том, что незастрахованные и не состоящие в профсоюзе моряки оказались в плену у пиратов, есть вина грузинских чиновников? Что могут они сделать, чтобы предотвратить повторение случившегося?
- Вины чиновников в том нет, каждый волен работать где и как захочет. У нас рынок. Моряки тоже не дети малые. Ну будь они в профсоюзе, чем это поможет? Ничем. Будь они застрахованы, от чего? От пиратского выкупа? Кто простого моряка застрахует на миллион? Запретить морякам наниматься на суда, идущие в Аденский залив? А как выяснить, пойдет туда судно или нет? Филиппины пытались такое сделать и тут же отказались, это абсолютно нереально.
Глава профсоюза моряков Грузии тоже считает, что в равнодушии грузинских чиновников упрекнуть нельзя и что они делают все возможное.
- Это же не только наша болезнь. Это международная проблема, - подчеркивает Чиджавадзе. - В последнем "Морском бюллетене", который мы получили, сообщается, что за год побывали в плену более 350 моряков и 16 судов. В конце концов, международному сообществу нужно подумать о причинах пиратства. Это происходит, когда богатые организации и государства мало уделяют внимания таким развивающимся странам, как Сомали. Так жить невозможно, моряк должен идти в море и не думать, что с ним будет, если он в тот район попадет.
На предостережение Войтенко о том, что новость про сбор средств воодушевит пиратов на повышение "калыма", Чиджавадзе задумался:
- Может быть и такое. Я тоже думаю, что сбор средств должен быть конфиденциальным. Если пираты услышат, что поднялась вся Грузия, они начнут взвинчивать цену, ясное дело.
Вот эту ситуацию чиновники все-таки должны были предвидеть и не доводить народ до сбора пожертвований в фонд спасения моряков, который может не столько помочь, сколько навредить процессу освобождения заложников судна Oilb G.