Заискивания перед мусульманским населением Грузии и соседних государств проявились и в недавнем возведении праздника Навруз Байрам в статус общенационального. И это в стране, где по Конституции православие играет доминирующую роль.
Так что если Грузия в ближайшее время и признает чей-нибудь геноцид, то это будет скорее уничтожение азербайджанцев армянами, чем армян - турками. Тем более, что азербайджанцы считаются более покладистым грузинским нацменьшинством, которое пока не требовало никакой автономии.
Армяне же в Джавахети, начиная с 2008 года, настаивают на придании армянскому языку статуса регионального, на большей доли армян в органах самоуправления, на культурной автономии, на возврате храмов в собственность Армянской Апостольской церкви. Все это до того раздражает официальный Тбилиси, что на активистов идут полицейские гонения. Арестованный по сфабрикованному делу Вааган Чаахалян сидит в тюрьме. Ему недавно выдвинули новые обвинения на основании написанных им «Тюремно-политических записок».
Наступление на армян идет и на другом фронте. Историки утверждают, что армяне - некоренное, а пришлое население на грузинской земле. В частности, Рамаз Климиашвили недавно заявил, что армян переселил из турецкого Эрзерума в Джавахетию российский генерал Паскевич в 1828. Армянские же источники утверждают, что армяне здесь были большинством еще в ХVI веке. Прийти к общему знаменателю историкам Южного Кавказа пока не удается. Несколько лет назад Совет Европы попросил их написать общий труд по истории региона. Первый вариант был забракован азербайджанскими и армянскими министерствами. А второй содержит так называемые «собственные взгляды» ученых, что отнюдь не снимает противоречий.
Накануне выборов в органы местного самоуправления вопрос об обоснованности требований армянского населения становится особо актуальным. Волнения в Джавахетии зародились после предыдущей избирательной компании, в результате которой под давлением административного ресурса во власть прошли почти исключительно представители правящего «Единого национального движения», что, конечно, странно для армянонаселенного региона.
В этом году оппозиция пытается заручиться поддержкой армянского электората, но сделать это ей проще все-таки в Тбилиси, а не в Джавахети, так как в столице нет тотального контроля над армянскими избирателями. С ними уже встретился лидер «Альянса за Грузию» Ираклий Аласания. По сведениям армянских сайтов, он предложил руководству «Ассамблеи тбилисских армян» выдвинуть из своих рядов человека, которого Аласания готов будет включить в первую десятку пропорционального списка своей партии. Есть контакты и с выдвиженцем в мэры от христиан-демократов Гией Чантурия, утверждает председатель «Многонациональной Грузии» Арнольд Степанян.
Своих кандидатов в депутаты могут выдвинуть и другие армянские организации в столице. Что касается «Союза армян Грузии» , то представители этой провластной структуры могут быть включены в пропорциональный список правящей партии «Единое национальное движение» . Уже сейчас его руководители, такие как советник президента страны по вопросам национальных меньшинств Ван Байбурдян, делают ставку на действующего мэра Гиви Угулаву.
Внимание властей Грузии к вопросу о геноциде армянского народа в предвыборный период помогло бы правящей партии завоевать больше армянских голосов. Но зачем рисковать дружбой с Баку и Анкарой, когда на волеизъявление армян можно влиять и другими методами: обещаниями в столице и давлением в Джавахетии?