
Главным вопросом была разработка соглашения о неприменении силы, а также некоторые базовые предложения по «архитектуре» безопасности. Прогресса достичь не удалось, но, тем не менее, спецпредставитель генсека ООН по Грузии Йохан Вербеке отметил на пресс-конференции, что в целом участники дискуссий идут «верным путем», сообщает ИТАР-ТАСС.
Спецпредставитель ЕС по кризисным вопросам в Грузии Пьер Морель, в свою очередь, назвал состоявшиеся сегодня консультации «сессией углубленного понимания», отметив, что «вопросы неприменения силы и соглашений в области безопасности - это сердцевина проблемы».
Действительно, переговорщики споткнулись именно на этот краеугольный камень. Причем сам договор еще даже не обсуждался. Речь шла о новых принципах обеспечения безопасности, передоложенных европейцами.
Как поясняет замглавы МИД России Григорий Карасин, «далеко не во всех аспектах стороны сошлись во мнении, потому что слишком разными представляются модальности выхода на эти договоренности, скажем, с грузинской или южноосетинской и абхазской стороны».
В Грузии же Абхазию и Южную Осетию «сторонами» конфликта и готовящегося соглашения не считают. По словам главы грузинской делегации замминистра иностранных дел Гиоргия Бокерия, Россия сама заблокировала подготовку мирного договора, когда отвергла новые предложения по механизму безопасности и потребовала двухмесячный срок для разработки своих замечаний.
Грузинская делегация представленный сопредседателями документ поддержала.
«Россия требовала, чтобы был оформлен документ о неприменении силы. Но, когда дело реально дошло до разработки новой архитектуры, компонентом которой будет неприменение силы, оказалось, что реально Россия этого не хочет», - пояснил Бокерия.
Грузинские делегаты акцентировали внимание европейцев на проблемах, которые возникают вдоль границ с непризнанными Тбилиси новыми государствами. Тут и опровергнутый накануне «беспредел» российских пограничников в Абхазии. И так называемое «похищение детей», по свидетельству осетинской стороны, пойманных с гранатами в Цхинвале.
За освобождение ребят взялся лично Михаил Саакашвили. Способствовать разрешению этого конфликта обещал и Григорий Карасин накануне поездки в Женеву. Однако достигнуть согласия осетин на переправку ребят в Грузию и расследование инцидента оттуда не удалось, несмотря на посредничество европейцев, России и США.