Кровавый август-2008 в Южной Осетии не оставил россиян равнодушными. Особенно близко к сердцу приняли трагические события жители южных регионов страны. Туда бежали десятки тысяч людей из Цхинвала и окрестных сел, оттуда воины отправлялись защищать осетинский народ от уничтожения. Из Буденновска на помощь миротворцам полетели штурмовики. Один из пилотов - майор Владимира Едаменко так и не вернулся к жене и сыну. Войне, которая отняла у него жизнь, посвящена выставка в краеведческом музее села Прасковея Буденновского района.
Запыленный степной городок, где летом жизнь замирает от сорокоградусной жары и традиционной засухи, в июне 1995 года неожиданно для всех на несколько дней превратился в "горячую точку". На Буденновск напала банда Шамиля Басаева. Чеченский полевой командир и его сподвижники захватили полторы тысячи заложников и удерживали их в районной больнице пять дней.
Бандиты заверяли, что целью террористического рейда на КАМАЗах был аэропорт Минводы и самолет на Москву. Но до терактов в столице России дело дошло только через несколько лет. А тогда Басаев, как догадывались местные многие, мстил именно этому тихому многонациональному городу на берегу Кумы за то, что там расквартированы вертолетный и штурмовой полк, воевавшие с бандитами в Чечне.
В 2008 году самолеты из Буденновска поддерживали с воздуха операцию по принуждению Грузии к миру. Снова пришлось воевать с противником, который преступно нарушал мирные договоренности и ставил целью уничтожение и изгнание людей с территорий, которые считал "исконно своими".
Не вся авиатехника и не все пилоты вернулись с полей сражений. Майор Владимир Едаменко, чей СУ-25 был подбит ракетой "Земля-воздух" в ущелье под Джавой, катапультировался слишком поздно. Он отвел горящий самолет в сторону от российских воинских подразделений на земле, и эти несколько секунд стоили ему жизни. Дома его так и не дождалась жена и трехлетний сынишка.
Больше повезло его однополчанину полковнику Сергею Кобылашу. После уничтожения самолетов противника на аэродроме Марнеули, он возвращался на базу и тоже был подбит. Но он успел выпрыгнуть и благополучно приземлился в грузинском селе Кехви. Хозяйка огорода - грузинская старушка - на ломаном русском отругала его за потоптанные помидоры и показала, куда идти, чтобы попасть к осетинам. Оказалось, что президента Грузии она не поддерживает, а сыновья ее живут в России.
Еще один награжденный буденновец - капитан Иван Нечаев - сумел довести самолет, подбитый ПЗРК, до аэродрома.
Об этих Героях России говорят фотографии экспозиции, посвященной войне в Южной Осетии, в краеведческом музее села Прасковея, в пригороде Буденновска. Здесь же - кинжал, кувшин, бело-желто-красный флаг и множество фотографий опаленного артобстрелами Цхинвала, брошенной грузинами американской техники и вооружения, работы следственных бригад прокуратуры России.
Свидетельства трагедии привез один из участников гуманитарной миссии, доставившей в столицу Южной Осетии прикумский хлеб. Рассказывает директор музея Юрий Обухов.
- Помощь в то время шла в Южную Осетию со всей России. Сбор проходил в Моздоке, в Северной Осетии. Ко времени, когда буденновская гуманитарная помощь прибыла туда, все склады были уже забиты, а гуманитарный груз все продолжал поступать. Поэтому решили сформировать из новоприбывших колону на Цхинвал.
Кстати, гуманитарный груз, направляемый со всех уголков России, состоял в основном из стройматериалов и вещей. Мы же привезли продовольствие, в том числе муку, запасы которой на Цхинвальском хлебокомбинате закончились. Так что будённовская (и прасковейская) мука оказалась весьма вовремя. И, естественно, наши ребята были радушно приняты руководством предприятия.