Новым предметом спора между Грузией и Арменией может стать Мецаморская АЭС. Как сообщает грузинская пресса, эта армянская атомная электростанция несет угрозу соседней стране. Напомнить об этом было необходимо после того, как президент Серж Саргсян публично выступил в защиту прав грузинских армян, а в Турции заговорили о возможности открыть границу и пустить газопровод Nabucco через Армению, а не Грузию.
Мецаморская АЭС была возведена в Армении еще в советские годы. Несмотря на две крупных аварии, которые случились за время ее работы, электростанция раньше не вызывала раздражение Грузии. Лишь Евросоюз настаивал на консервации АрмАЭС. Она находится в высокогорье, и при аварии на ней может оказаться недостаточно воды для охлаждения реактора, поясняет «Росбалт». Управляет станцией ИНТЕР РАО ЕЭС.
И вот накануне в интервью газете «Ахали таоба» («Новое поколение») грузинский физик Михаил Кавиладзе заявил, что действующая в Армении атомная электростанция у города Мецамор создает угрозу и Грузии. Риск аварии на ней в последнее время возрос, так как АЭС, по его словам, устарела. В случае утечки радиации, под угрозу попадет весь южнокавказский регион.
Вообще-то Армения и без подсказки из Грузии запланировала до 2016 года построить новый атомный энергоблок мощностью в 1200 МВт, что в три раза выше, чем у старой станции. Реализация проекта обойдется примерно в 4 миллиарда долларов, которые предоставят инвесторы, в том числе Евразийский банк развития (ЕАБР), сообщают армянские СМИ.
Вероятно, необходимость выразить недовольство армянской станцией появилась после того, как президент Армении Серж Саргсян пристыдил Тбилиси за давление на армянское население грузинского региона Самцхе-Джавахети. Долгое время эта проблема не выходила на публичное обсуждение во время дипломатических встреч. А тут в Ереване на ежегодной конференции послов армянский лидер наконец внял просьбам своих соотечественников и попросил грузинские власти придать армянскому языку региональный статус, обеспечить юридическую регистрацию Армянской апостольской святой церкви, принять действенные меры для сохранения армянских исторических памятников в Грузии. Как заявил Саргсян, «политика, проводимая в отношении Джавахка, должна вытекать из принципа интеграции без ассимиляции».
Заявление армянского президента вызвало негативную реакцию в Тбилиси. Госминистр по реинтеграции Темур Якобашвили ответил, что Армении-де стоит заниматься развитием армянского языка у себя, где этот язык - единственный государственный. Пусть же и в Грузии будет так. Однако в Армении, не стоит забывать, нет районов компактного проживания нацменьшинств. И армяне просили придать их языку лишь региональный статус, а не государственный.