Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Армянский патриот Азербайджана
10 августа 11:37 Пятница

Войны и разруха на Кавказе сделали безлюдными целые районы, и даже некогда процветавшие города. Но все меняется и в города-призраки возвращается жизнь. Часто благодаря беженцам. Можно сказать, уже бывшим. Ведь с тех пор, как закончились войны, прошло 20 лет, и за это время выросло целое поколение, привыкшее к развалинам разрушенных зданий за окном. Карабахский Шуши - почти город-призрак. Почти, потому что жизнь сюда потихоньку возвращается. Жители, которые пережили все - бомбы, убийства близких, голод, открыли в себе второе дыхание и возрождают свою среду обитания

Наш путеводитель по Шуши - местный житель Саро Сарьян. Он беженец из Баку, а их здесь большинство. Он смог помочь сам себе, теперь его работа - помочь обустроиться другим. 

Саро Сарьян, житель Шуши: "Я просто приехал по приглашению моих друзей-беженцев. И как только я приехал в город, в центральную часть Шуши, увидел эти дома, архитектуру - со мной что-то произошло, какой-то внутренний позыв: "Ты должен быть здесь, и твои дети тоже должны быть здесь". Это всё я услышал". 

Город и сейчас по большей части разрушен. А новые, красивые дома лишь добавляют контраст, делая разруху заметнее. Нетрудно представить себе, как выглядел Шуши в первые послевоенные годы. Впрочем, внешний вид, это полбеды. Не было работы, зарплаты, элементарных условий жизни. Семья Саро Сарьяна, как и все остальные жители города, пришедшие сюда после войны, начинала жизнь с нуля. 

Саро Сарьян: "В 98-м году, наверное, я уже присмотрелся к этому дому. Он был весь в снарядах, разбита крыша. Она и продолжает оставаться в плохом состоянии, но я ее подремонтировал. Стена была разрушена, здесь было окно снарядом подбито. И на втором этаже стену целую поставил. Все было разбито, разрушено. Плюс, в Шуши традиционно дома строятся в земле. И полы все были сгнившие. Но из-за того, что участок большой в этом доме... Нам необходим был участок, зарплаты не хватало. Двухкомнатную квартиру мы оставили из-за этого земельного участка, переехали в разрушенный дом. И до сих пор мы обречены его восстанавливать". 

С тех пор многое изменилось к лучшему и в жизни Саро и в жизни других шушинцев, но огород, даже для местной интеллигенции - вещь актуальная и сегодня.

Саро Сарьян: "Ну, вот сейчас занимаемся огородничеством и садоводством. Это одна из статей нашего дохода. Вот здесь картошка, вот внутри я посадил помидоры, вот тут огурцы поднимаются. Это формула выживания карабахцев". 

До последней войны, Шуши был городом, большинство населения которого составляли азербайджанцы. Соответственно, хлынувшие сюда армянские беженцы из Азербайджана селились в их домах. Жестокая война фактически провела обмен населением. Армяне лишились своего имущества в Азербайджане, азербайджанцы, тут, в Карабахе. Наш герой тоже живет в доме, в котором когда-то жила азербайджанская семья. 

Саро Сарьян: "Мой коллега Чарак Гусейнов, он беженец, попросил меня выслать фотографии этого дома. Он повез показать хозяину и во время нашей следующей встречи он сказал: "Саро, я тебе этот дом дарю. Он меня очень плохо встретил. Даже стакан чая не предложил". Хозяин этого дома, точнее, его двое сыновей. Но я выполнил свой человеческий долг, я выслал фотографии этого дома, двора. Дом был практически разрушен. И, как я понял, сам хозяин умер до этих событий. Дом пустовал". 

Шуши трудно назвать мирным городом, хотя, тут не стреляют двадцать лет и почти нет преступности. Руины сопровождают тебя повсюду и не дают забыть о событиях четвертьвековой давности. 

Саро Сарьян: "Еще в аэропорту Баку я заметил, что молодые люди выискивают армян. И они меня за армянина не приняли, потому что я немножко похож на азербайджанца. И я с таким настроением приехал домой. Естественно, папа, как мужчина, представлял ситуацию и сказал, что нам надо уехать. Мама переживала за все имущество, она сама бакинка коренная, родилась в Баку: "Как я оставлю этот дом, как я уеду". 

В Шуши очень много бакинских армян. Они бывшие жители большого, интернационального советского мегаполиса. Среди них, профессора, прекрасные врачи и просто городские снобы. 

Саро Сарьян: "На начальном этапе многие бакинцы вспомнили, что они являются частью Азербайджана. Азербайджан для нас - это родина. Азербайджан - не для азербайджанцев. Мы посвящали свои подвиги Азербайджану, мы свои мечты посвящали Азербайджану, мы свои победы в спорте дарили Азербайджану и Баку. Мы считали Азербайджан нашей родиной. "Ермени" - это они применяли в ругательном плане. Но в общем-то людей винить нельзя. Чисто в бытовом плане соседи хорошие были, друг другу помогали, чуть ли не родственниками считали друг друга". 

Возможно, если бы нынешние жители Шуши поселились не тут, а например, в вычищенном до блеска и заново отстроенном Степанакерте, то прошлое беспокоило бы значительно меньше. Супруга нашего героя тоже иногда завидует благополучию соседей. 

Саро Сарьян: "Она, когда видит как расцвел Степанакерт, меня порой упрекает за это. Мол, куда ты меня привел". 

И тем не менее люди тут живут, и их даже становится больше. 

Саро Сарьян: "Где-то 400 с чем-то семей. Обустроены они по-разному, но каждый имеет свой угол. Но бытовые условия у многих отвратительны, поэтому всегда поднимаем вопрос перед нашим правительством, перед миграционной службой, чтобы обустроить, ремонт дома сделать, в первую очередь крышу. А те, кто в собственных домах живут, у них прежде всего проблемы с крышей. Прежде всего с коммуникациями. Я хочу взять деньги взаймы для строительства крыши. Она в плачевном состоянии, снаряд разорвался в свое время, все течет. И, в принципе, здание аварийное. Как и 90 процентов зданий в Шуши". 

И тем не менее, этот город чем-то притягивает. Все, кто сюда когда-либо приехали, несмотря на тысячу проблем остались здесь навсегда. 

Саро Сарьян: "Я говорил про архитектуру, меня она в Шуши как-то заманила. Она, опять же, напоминает старый Баку, крепость. Эти отесанные камни, этот полукруг, это что-то космическое".

Хотите знать больше? Подписывайтесь на канал BigCaucasus на YouTube


топ видео
аналитика