Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Интервью Среда обитания Люди как люди
Грозный без русской души
27 апреля 2012 17:13 Пятница

- Некоторые, наоборот, считают этот комплекс жемчужиной современного Грозного, которая символизирует новую эру. Вы писали, что "Грозный-сити" не устоит при землетрясениях. Но главный архитектор Чечни Джалал Кадиев уверяет, что он выдержит и 9 баллов.

- Я - первый человек в Грозном, который построил 12-этажные дома. Они построены по моему проекту. В Грозном было запрещено выше пяти этажей строить из-за того, что сейсмика 9-тибальная, а несущая способность грунтов очень слабая. Под всем Грозным находится большая линза грунтовых вод, вместе с бензинами, который раньше закачивали в вены, брали один керосин. Когда мы делали гидрогеологическую карту, мы выбирали места, где есть четвертичные линзы галечниковые. Вот вдоль Сунжи они есть, река их нанесла. Они имеют ограниченные ширину и толщину. У нас институт "Грозгипронефтехим" был с изыскательской партией со всей техникой. Мы исследовали каждый клочок земли. Первые два двенадцатиэтажных дома мы построили для института. Первый стоит на галечной линзе, до сих пор. А второй примыкает к нему, построен на сваях, потому что там линза кончилась. Ниже двадцатиметровый пласт просадочных грунтов. Как только туда попадает вода, сразу грунты дают усадку примерно на метр. И сваи перестают нести нагрузку.

У нас был для гражданского строительства специальный институт "Гражданпроект". Здания, запроектированные этим институтом, трещали сплошь и рядом, потому что у них не было приличных специалистов. Поэтому я не верю, что сейчас кто-то привез изыскательскую технику и все исследовал. Там действительно есть галечные породы, которые приравниваются к скальным и могут нести большую нагрузку, но на какую глубину они залегают? На какую глубину там сваи забивали? Если есть под сваей хотя бы 10 метров линзы, она выдержит. Если нет, то она просто полезет дальше. Все зависит от гидрогеологии. Сунжа — река горная. В ней то густо, то пусто. Гидрогеологической карты, я уверен, там нет. В институте было, институт сжег Шамиль Басаев. С главным архитектором Кадиевым мы друзья. Он приличный и уважаемый человек. Если у него есть какие-то данные — пусть строят. Для себя ведь строят.

- Туда зовут и русских.

- Русские, испытавшие это на себе, никогда туда не вернутся. В те времена основные рабочие места были на заводах, а там работали только русские. Есть версия, что чеченцы были не готовы к техническому труду. Дудаев же выкопал где-то, что чеченцев не пускали на заводы из соображений безопасности по постановлению Берии. Когда говорят "нужны русские", это как анекдот эпохи Хрущева: когда осваивали целину, первыми туда поехали евреи и выслали оттуда телеграмму "срочно нужны русские для освоения этой целины". Может, русские нужны им именно как рабочая сила, если возвращать заводы, что абсолютно невероятно.

— Вы сами скучаете по Чечне, хотели бы вернуться туда?

- Нет, я бывший футболист, и если я играл за команду, а потом перешел в другую, я не могу думать о старой команде. Также я уехал из Грозного. Я там родился, вырос. Это мое все. Он мне все время снится. В Кисловодске я уже почти 16 лет живу, с 1996 года, и все равно мне кажется, что я еще в Грозном. Но то, что произошло, оно настолько омерзительно, причем не по вине чеченцев.

— Но это же чеченцы начали использовать законы шариата по отношению к русским…

- Дело в том, что чеченец чеченцу рознь. Две трети чеченцев относятся к русским лояльно. А одна треть так, как им подсказывают исламисты. Надо знать, кто и как относится. В моей книге описано, как нарастало напряжение, в том числе из-за экономических, социальных, нравственных проблем. Все это от неумелого управления. Например, Ельцин в 92-м году объявил экономическую блокаду Чечни. Как русским там было жить? Лично у меня нет никакого зла ни на кого из граждан Чечни, и мне там никто кровную месть не объявлял. Они мне, наоборот, предлагали помощь. Как председатель Этнического союза, я занимался выселением чеченцев из захваченных ими домов. Они могли бы на меня обозлиться.

Поселок Черноречье захватил алдынский тейп. А там был построен город для химкомбината, и жили там все русские. Их стали выгонять. И мы через правительство Чечни договорились, взяли 500 миллионов рублей и раздали русским, чтобы они уехали. Все было согласовано и по-хорошему. Но все равно я назад не хочу. Я уже старый, перенес две операции, и мне уже не до приключений.

Артем Горбунов

< 1 2
топ видео
новости региона