Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Интервью Среда обитания Люди как люди
Кто были Эбан, Эги и другие вожди кхокхалинцев?
05 июля 19:06 Среда
Кто были Эбан, Эги и другие вожди кхокхалинцев?
Фото

 

Эги был князем и происходил из армян. В селах Кекалы и тогда жили галгаевцы. Эги имел большие стада овец и скота. Пришел он в Кекалы и предложил: «Я отдам вам половину своих стад, вы же разрешите мне пасти на вашей земле три года оставшуюся половину овец и скота». На таких условиях ему разрешили. Прошло три года, но Эги не уходил; он по-разному оттягивал время: и плату давал, и делал разные посулы. Тем временем выросли его сыновья и поселились в селах Кекалы: Эгикал, Хамхи, Таргим. Они построили башни и закрепились на этой земле. Наконец галгаевцы сказали:

— Хватит, Эги, уходи отсюда.

Я-то уйду и своего слова не нарушу, но вот своим сыновьям я ничего сказать не могу. Они окрепли, живут самостоятельно, я же постарел, они могут связать меня и положить, — ответил Эги.

—Ты обманул нас, — сказали галгаевцы. — Тогда сам уходи отсюда.

Как ни спорили галгаевцы с сыновьями Эги, ничего у них не получилось. Сыновья сидели крепко. Взял Эги с собою своего младшего сына Эбана и пошел вниз по Ассинскому ущелью. Остановились они на том месте, которое ныне называется Эрш. Хотели они там обжиться, но земли было мало, а трава - чахлая. Решив, что жизни у них тут не получится, они переселились на то место, где теперь стоит село Алкун. Но тут им не давали покоя. Надоело отцу и сыну с ними проливать кровь, и переселились они туда, где стоит сейчас Балта. Первыми, кто поселился в этом месте, были они. Здесь умер и был похоронен Эги. На стада Эбана постоянно нападали шайки разбойников. Надоело это Эбану, и он переселился в Джерах, где и побратался с Льяновыми. Там, где теперь стоит аул Эбан, он сделал землянку и стал жить. Эбан дал зарок, что не будет строить башен, пока не вырастут сыновья.

Старший сын Эбана пас овец на склоне между Эбаном и аулом Говзт. Глянув вниз, он увидел, что в их дом вошли гости. Взял он лучшего барана, спустился к дому, зарезал и освежевал барана, поставил котел на огонь, а сам вернулся к стаду. Вышел Эбан во двор и увидел котел с мясом, а по склону вверх—уходящего своего сына. Вошел Эбан в дом и сказал гостям: «Я давал зарок не строить башен, пока не вырастут мои сыновья. Сегодня я понял, что мой старший сын уже вырос настолько, что может принять гостей. Начну я строить башню!»

Бывшие у Эбана трое гостей положили три больших камня в основание будущей башни, четвертый положил сам Эбан. Эти камни и сегодня видны.

Все трое сыновей Эбана выросли, возмужали. Старший стал кузнецом; он умел хорошо ковать железо, делать кольчуги и разное оружие. Второй умел помогать старшему и обеспечивать его всем необходимым. Третий сын много ел, был силен, и его водили на разные соревнования.

Однажды разбойники украли красивую девушку из рода Лья-новых, когда она пошла по воду. Льяновы сказали Эбану: «Если вы освободите нашу девушку, мы отдадим ее вам и сверх того дадим вам земли». Эбан и трое его сыновей догнали разбойников. Один из них крикнул Эбану:

— Эбан, отстань от нас со своими ублюдками, иначе мы перебьем вас!

— Мы уйдем, — ответил Эбан, — если вы сможете побороть моего младшего сына. Пусть один из вас выйдет и поборется с ним.

Разбойники выставили от себя силача высотою чуть ли не с верблюда. Долго дрались сын Эбана и разбойник. Наконец сын Эбана победил. Затем отец и сыновья кулаками и пощечинами разогнали всех разбойников и увели домой отнятую девушку.

Башни Эбана основаны Эбаном и его сыновьями.

------------------------------ Источник:23. Эги, Эбан и его сыновья

В 1966 г. рассказал Ю. Б. Доскиев. Записал И. Дахкильгов.

1 Заброшенный горный аул в ущелье реки Ассы.

2 Селение у выхода из Ассинского ущелья.

3 Селение в Дарьяльском ущелье.

-------------------------------

Составители: И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986

Редакционная коллегия: Р.С.Ахматова (председатель),Ю. А. Айдаев,И.А.Дахкильгов, А. О. Мальсагов, Р. М. Нашхоев, X. В. Туркаев

ЭГИ, ХАМХИ И ТАРГИМ

Здесь, в горах, зародились и окрепли роды «трех селений» (кхаькхалахой), ведущие начало от трех братьев: Эги, Хамхи и Таргима. Отец их жил в долине реки Ассы, прорезающей всю горную Ингушетию. Перед смертью он собрал сыновей и стал спрашивать их, что умеют они делать и чем хочет каждый из них заняться. Младший, Таргим, сказал:

— Я могу делать деревянные маслобойки.

— Отдаю тебе свое место, живи здесь и занимайся хозяйством, — решил отец.

Средний, Хамхи, сказал:

— А я могу сделать лук и люблю охотиться.

Отец отдал ему ближние горы. Старший, Эги, сказал:

— А мне нравится место у реки, где бы я мог чистить коня и принимать гостей, больше мне ничего не надо.

Отец отдал ему луга на берегу Ассы. Здесь по главному ущелью Ингушетии построили братья свои башни, и все пути из гор на плоскость оказались в их руках. Всякий, кто проезжал или прогонял свой скот через владения трех братьев, должен был платить им дань, которая исчислялась скотом или пулями и зарядами пороха. Так, за проход с одного человека и с каждой головы скота братья брали по одной пуле и по одному заряду пороха.

Мало-помалу в руках братьев и их потомков скопились богатства, поселения их разрослись и по их именам получили названия селения: Гикал, Хамхи и Таргим. В союзе с другими соседними родами Баркинхоевых, Евлоевых и родом Ферта-Шоулы, потомки трех братьев, или роды «трех селений», вооруженной рукой распространили свою власть на ряд соседних племен(фяппий, аккинцы, орстхой и др). ---------------------------- . Эги, Хамхи и Таргим

Опубл.: Яковлев Н. Ф. Ингуши, с. 99.

1 «Кхаькхалахой» —• слово сложное, «кхоъ» — три, «кхала» — башня, ук­репление. В прошлом — мощный феодального типа союз родов.

----------------------------- Составители: И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986

Редакционная коллегия: Р.С.Ахматова (председатель),Ю. А. Айдаев,И.А.Дахкильгов, А. О. Мальсагов, Р. М. Нашхоев, X. В. Туркаев

Рецензенты: И. А. Алироев, заслуженный деятель науки ЧИАССР, доктор филологических наук, профессор; В. Б. Виноградов, заслуженный деятель науки РСФСР и ЧИАССР, доктор исторических наук, профессор

* ФОТО Башни городища указанных в преданиях князей Эги, Таргима, Хамхи

ССЫЛКА НА ПРЕДАНИЯ http://www.literatura.tu1.ru/books/predaniya/predaniya_main.htm

http://www.literatura.tu1.ru/books/predaniya/predaniya_main.htm

Мало-помалу в руках братьев и их потомков скопились богатства, поселения их разрослись и по их именам получили названия селения: Гикал, Хамхи и Таргим. В союзе с другими соседними родами Баркинхоевых, Евлоевых и родом Ферта-Шоулы, потомки трех братьев, или роды «трех селений», вооруженной рукой распространили свою власть на ряд соседних племен(фяппий, аккинцы, орстхой и др). ---------------------------- . Эги, Хамхи и Таргим

Опубл.: Яковлев Н. Ф. Ингуши, с. 99.

1 «Кхаькхалахой» —• слово сложное, «кхоъ» — три, «кхала» — башня, ук­репление. В прошлом — мощный феодального типа союз родов.

----------------------------- Составители: И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1986

Редакционная коллегия: Р.С.Ахматова (председатель),Ю. А. Айдаев,И.А.Дахкильгов, А. О. Мальсагов, Р. М. Нашхоев, X. В. Туркаев

Рецензенты: И. А. Алироев, заслуженный деятель науки ЧИАССР, доктор филологических наук, профессор; В. Б. Виноградов, заслуженный деятель науки РСФСР и ЧИАССР, доктор исторических наук, профессор

* ФОТО Башни городища указанных в преданиях князей Эги, Таргима, Хамхи

ССЫЛКА НА ПРЕДАНИЯ http://www.literatura.tu1.ru/books/predaniya/predaniya_main.htm

http://www.literatura.tu1.ru/books/predaniya/predaniya_main.htm

Валерия Сергеевна Верхорубова

топ видео
новости региона