Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Интервью Среда обитания Люди как люди
Биякай Магомедов: журналистам пора бить в набат
16 января 2013 18:24 Среда
Биякай Магомедов: журналистам пора бить в набат. 21362.jpeg

Власть делит общество в целом и журналистское сообщество в частности на своих и чужих - это опасная тенденция последних лет, и она не должна замалчиваться. К такому выводу пришел главный редактор дагестанского издания "Черновик" Биякай Магомедов, комментируя в интервью "Большому Кавказу" проблему безопасности журналистов в республике. Поводом для разговора послужили два события: покушение на корреспондента интернет-издания "Кавказский узел" Ахмеднаби Ахмеднабиева, совершенное 11 января, и состоявшаяся 14 января пресс-конференция в Махачкале, посвященная мерам по защите прав журналистов в экстремальных ситуациях.

Инициаторами мероприятия выступили Союз журналистов России, Союз журналистов Дагестана и интернет-издание "Кавказский узел". Стоит отметить, что Дагестан для журналистов является самым экстремальным регионом в Европе: за последние двадцать лет в республике произошло наибольшее количество убийств представителей СМИ. В частности, чуть более года назад, 15 декабря 2011-го, преступники убили издателя еженедельника "Черновик" Гаджимурада Камалова. Его имя наряду с именем Ахмеднабиева фигурировало в так называемом "расстрельном списке", распространенном в Махачкале в сентябре 2009 года посредством листовок, в которых анонимные авторы приравнивали ряд журналистов, адвокатов и правозащитников к пособникам боевиков и обещали отомстить им за погибших сотрудников милиции и мирных граждан.

Выступая на пресс-конференции, главный редактор "Кавказского узла" Григорий Шведов отметил, что "Кавказский узел" "не бандитская группировка" и не собирается в ответ разбираться теми же методами, какие применяют "люди, участвующие в заказе и исполнении подобных преступлений". "Но надо понимать, кем бы ни был преступник - главой района или "оборотнем в погонах", расплата за такие действия будет неминуема", - добавил Шведов.

Первым делом корреспондент "Большого Кавказа" поинтересовался у Биякая Магомедова, видит ли он связь между убийством Камалова и покушением на Ахмеднабиева, и можно ли трактовать слова Шведова как намек на то, что в преступлении, скорее всего, замешаны государственные структуры.

- Конечно, эти преступления - звенья одной цепи, последствия того беспредела, который творится. И в том, и в другом случае причиной покушения стала профессиональная деятельность: в журналистов стреляли за то, что они выполняли свою работу. Но все же каждый случай стоит рассматривать отдельно и не делать поспешных выводов. Говорить о том, что в недавнем нападении замешаны правоохранительные органы или государственный аппарат, - мне кажется, это неправильно истолкованные слова Шведова. Для начала надо дать поработать следствию, тогда, может, начнет что-то проясняться. Необходимо разобраться, кто и чем мог быть недовольным. На мой взгляд, версия о причастности правоохранительных органов сомнительна.

- Появились ли какие-то подвижки в расследовании убийства Камалова?

- На сегодня есть задержанные, их допрашивают. Оперативное сопровождение этого дела ведет главное следственное управление Следственного комитета по СКФО. Многие первоначальные версии уже отпали, следствие отрабатывает оставшиеся. Подвижки есть. Думаю, дело завершится уже в этом полугодии. Сказать, кого конкретно задержали, я пока не могу. Но хочу отметить, что нам удалось добиться, чтобы правоохранительные органы не представляли нам убитых боевиков в качестве исполнителей убийства Гаджимурада, и они это, кажется, поняли. К сожалению, это самая модная тенденция в последнее время в работе силовиков. Кроме того, мы сразу дали понять, что не допустим, чтобы правоохранительные органы, используя фальсифицированные доказательства, посадили невинных людей, как они хотели сделать, расследуя убийство Гаджи Абашилова (глава ГТРК "Дагестан", убит 21 марта 2008 года - прим. ред.).

Это два направления, по которым мы изначально не дали пойти следствию и тем самым заставили правоохранителей работать непосредственно над раскрытием убийства. Если будут какие-то задержки, перестанут проводиться необходимые оперативные мероприятия, - газета пристально следит за ходом расследования. Но надо сказать, что в последние полгода, после перевода дела в Следственный комитет СКФО, работа ведется более плодотворно. Единственное, хотелось бы, чтобы сопровождение вели не местные оперативники. Дело в том, что дагестанские сотрудники правоохранительных органов, занимающиеся розыскными мероприятиями, зачастую скрывают или продают какие-то ценные факты. Это бизнес нечистых на руку правоохранителей. Если мы добьемся, чтобы оперативное сопровождение было из центра, то дело раскроют быстрее.

- На прошедшей пресс-конференции Зубайру Зубайруев, пресс-секретарь президента Дагестана, отметил, что журналисты должны быть небезразличны к посягательствам на жизнь не только своих коллег, но и чиновников, правоохранителей и так далее. У меня это вызвало ассоциацию с выступлением Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента России, который, говоря о коррупции в высших эшелонах власти, стал уличать самих журналистов в том, что они, мол, тоже берут взятки. Если вспомнить, что и сам Владимир Путин на декабрьской пресс-конференции отвечал на вопрос о безопасности журналистов не без оговорок: дескать, это в принципе опасная профессия, - то можно усмотреть в поведении представителей властей некую тенденцию. Чем, на ваш взгляд, объясняются эти контрвыпады чиновников?

- В первую очередь хочу сказать, что нельзя делить убитых на представителей правоохранительных органов, журналистов и так далее. Как-то у нас была пресс-конференция, и Саврулин (Алексей Саврулин, руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Дагестан - прим. ред.) сказал: "А вот наших, вы знаете, сколько убито?". Нельзя так делить: на ваших и наших. Убивать вообще нельзя. У нас же при проведении контртеррористических операций убивают всех подозреваемых. Даже если это действительно боевики, такой подход неверен.

Что касается выбора профессии - да, элемент риска в работе журналиста присутствует, точно так же, как он имеется в работе сотрудников правоохранительных органов. Это часть профессии, и мы сами выбираем ту или иную деятельность. Но то, о чем Вы говорите, это действительно тенденция, и она отслеживается уже давно. Почему-то об этом мало говорится, но власти в последнее время делят общество на своих и чужих. Более того, они уже и журналистов различают по такому же принципу - эти, мол, свои, а эти чужие. Выискивают врагов, сеют раздор в журналистском сообществе. Это тревожный сигнал, и об этом нельзя молчать, в набат уже пора бить. 

Бадма Бюрчиев

топ видео
новости региона