Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Интервью Среда обитания Люди как люди
Владимир Каратаев о том, что объединяет русских и черкесов в Адыгее
06 июля 2013 09:00 Суббота
Владимир Каратаев о том, что объединяет русских и черкесов в Адыгее. 21807.jpeg

В Адыгее русских - половина населения, но чувствуют они себя, как гости, поскольку фактически уже не участвуют в управлении. Да и адыгам неуютно оттого, что власть в руках бессменных кланов. Об этом и других аспектах сосуществования славян и черкесов корреспонденту BigCaucasus рассказал главный редактор газеты "Закубанье", издания "Союза славян Адыгеи", Владимир Каратаев.

- Считается, что положение русских в Адыгее лучше, чем в других республиках Северного Кавказа. Это так?

 - Естественно. Главными среди причин я бы назвал подавляющее большинство русских, то, что Адыгея - внутри края, и здравомыслие основной части титульного населения. Но это не исключает тех факторов, которые, независимо от воли большинства населения, действуют во всех "самоопределившихся" республиках и закономерно ведут к постепенному исходу отсюда русского населения, что неизбежно приведет к отторжению части Северного Кавказа от России.

- Адыгея мечтала получить суверенитет, но он был урезан во время построения путинской вертикали власти. Сейчас какие задачи ставят местные правящие кланы?

- Главная их задача - сохранить свой полуфеодальный режим. И если ради этого им потребуется отказаться от «государственности», они на это пойдут. Также, как и, при необходимости, включатся в очередной виток сепаратизма.

- Жива ли идея построения "Великой Черкесии" с переселением сюда черкесов с Ближнего Востока и уменьшением доли других национальностей?

 - По моим наблюдениям, эти идеи остались актуальными для совсем незначительной части адыгейцев. Как и русским, большинству адыгейцев сегодня нужна стабильность, защита закона, рабочие места и уверенность в завтрашнем дне.

 - Кадровая политика - главная проблема русских в Адыгее?

- Если говорить о доступе к сколько-нибудь престижным рабочим местам, то да, это главная проблема. Но в целом проблемы те же, что и в других северокавказских республиках - отсутствие работы и, соответственно, будущего для молодежи, чиновничий беспредел, коррумпированность правоохранительной и судебной системы.

- Есть ли бытовые конфликты на национальной почве?

- Конечно есть. Только нашим полицейским запрещено их так классифицировать. И, зная это, люди зачастую и не пытаются в таких случаях найти поддержку у правоохранителей.

 - Ущемляются ли права русских в сфере образования?

 - Вы так и подталкиваете меня к заявлениям, которые легко подвести под 282-ю статью. Но поинтересуйтесь кадрами в наших институтах, и вы убедитесь, что там далеко до национально-пропорционального представительства. Кстати, на клановость, царящую там, указывают уже и адыги. Но все это не какая-то "национальная" особенность Адыгеи. Это результат коррумпированности всей системы высшего образования. В этой связи интересна судьба ректора МГТУ Хазрета Блягоза (кстати, адыгейца), которого Ливанов уволил "по политическим мотивам" в момент, когда он находился на лечении в больнице. За всем эти стоял глава республики Асланчерий Тхакушинов, пожелавший утвердить на должность свою партнершу по прежней работе в вузе Надежду Кабанову. К сожалению, в федеральном суде Блягоз не нашел защиты. Тверской суд Москвы, куда он обратился с жалобой на действия Ливанова, отказав ему, уже второй месяц не выдает письменного постановления. Создается впечатление, что наши кланы контролируют и федеральные структуры власти. А это гораздо опаснее, чем просто кадровая политика с этническим уклоном, которую они здесь проводят.

- Как "Союз славян Адыгеи" взаимодействует с местной властью?

- Нормально. Пишем обращения, призываем к сотрудничеству. В ответ получаем административные и уголовные дела и сплетни о том, что мы - враги адыгейского народа. В состав Общественного Совета при главе республики нас не пригласили, ну и вообще всячески игнорируют наше существование. Судя по всему, и местным СМИ запрещено делать какие-либо сообщения о нашей работе. Организация существует более 20 лет. Работаем с молодежью и школьниками, участвуем в молодежном обмене с Германией, являемся учредителями Фестиваля казачьей культуры, осуществляли и осуществляем ряд социальных проектов. К нам обращаются за консультациями и информацией со всей страны. Даже ушедший в добровольную отставку мэр Майкопа, с которым у нас были довольно конфликтные отношения, оценил нашу деятельность здесь как способствующую стабильности межнациональных отношений. При этом мы ни от кого не зависим и существуем исключительно на средства членов организации! Но нашим чиновникам не нравится правда, которую мы говорим о проводимой в Адыгее политике. Вот и следуют различные провокации со стороны наших "антиэкстремистов". Возьмите хотя бы последнее дело о "демонстрации нацистской символики", в чем меня в очередной раз обвинили, как только я подал документы на регистрацию в качестве кандидата на должность мэра Майкопа. Печально то, что федеральные службы, призванные блюсти общегосударственный интерес, нередко служат прихотям местных "государственников".

- Кто и по каким вопросам обращается к Вам?

- Чаще всего это жалобы на действия правоохранительных структур и чиновников. Обращаются люди абсолютно разные - и чиновники, и работяги, независимо от национальности. Стараемся всем помочь. Однако с каждым годом это делать сложнее. Помнится, в советское время пресса могла претендовать на звание одной из ветвей власти, потому что публикации в газете обязательно несли за собой адекватные действия правоохранителей. Сегодня вы можете писать о незаконных действиях того или иного чиновника, реакция будет противоположной: скорее на вас заведут дело. Причина - в ухудшающемся отношении власти к общественности, позволяющей себе "хотеть необычного". Претендуя быть гражданами, мы тем самым вступаем в сферу "суверенитета" чиновника, где он считает себя и законом, и судьей, и Богом. Это качество наших чиновников универсально и отнюдь не регламентируется его этнической принадлежностью.

- Что мешает решать проблемы, выходя на федеральный центр?

- Та самая коррупция. Если один федеральный чиновник продал должность другому, стоящему в иерархии ниже, как же он будет на своего вассала челобитные рассматривать? Ну и та самая пресловутая стабильность, веря в которую федералы не смеют поколебать сложившиеся здесь кланы.

- Только ли русские недовольны сложившейся клановой системой?

- Да нет. Это общереспубликанская проблема. Уже и многие адыгейцы это понимают. Сначала нас разделили, заявив, что республика создается для адыгейцев, поэтому они и должны управлять. Ну и многие адыгейцы на это повелись. А сейчас вполне очевидно, что, пойдя против совести и закона в отношении представителей другого народа, кланы, стоящие у власти, точно так же поступают и по отношению к представителям народа своего, если они не входят в "семью".

Вот движение "За будущее Адыгеи" состоит преимущественно из адыгейцев, во всяком случае, его ведущая часть. Они издают  "Свежую газету" и есть у них сайт "Свободное слово Адыгеи". Так вот, на сайте была размещена статья "Национализм в действии", в ней как раз и критиковалась клановая политика Тхакушинова. Это было в 2012 году, в тот момент, когда предпринималась попытка сделать председателем Госсовета Мухамеда Ашева, тем самым полостью этнизировав высшую власть в республике. Автор, а он, по моей информации, адыгеец, в связи с этим и написал, что русским в Адыгее хорошо лишь тем, "кто хорошо поет песни тхакушиново-кумпиловскому клану". Статья справедливая. Но недавно, по инициативе прокуратуры, она была Майкопским судом признана экстремистской. При этом ни автор, ни редактор сайта об этом судебном процессе ничего не знали. Очень эффективный механизм борьбы с "экстремистскими" произведениями.

Так мы однажды проснемся, а нам сообщат, что решения какого-нибудь мухосранского суда, о признании экстремистскими произведений Шолохова, Толстого, Пушкина... вступило в законную силу! Ведущий сайта, писатель и поэт Василий Пурденко, а также его 83-летняя мама, уже подверглись обыскам и допросам со стороны наших "антиэкстремистов". Как видите, федеральная служба (я имею в виду прокуратуру), вместо того чтобы обратить внимание власть предержащих на недопустимость семейственности и клановости, вероятно, исполняя их же заказ, занимается охотой на тех, кто говорит правду. Как вы думаете, адыгейцы или русские одобряют такие действия? 

Светлана Болотникова

топ видео
новости региона