Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Интервью Среда обитания Люди как люди
Дагестанских судей приговорили к смерти?
16 октября 2013 17:58 Среда
Дагестанских судей приговорили к смерти?. 21951.jpeg

В Дагестане продолжают разгораться события, связанные с расследованием убийства судьи Верховного суда Республики Мухтара Шапиева. Сухая констатация фактов следователей, слухи, расползающиеся по республике, и мнения тех, кто прекрасно знал, с какими делами приходится сталкиваться судьям в Дагестане, разнятся. Однако это лишь одна сторона медали под названием "необъявленная война дагестанским судьям". Но кто же ведет эту войну?

В выражении "в Дагестане проще застрелить обидчика или собеседника, чем судиться с ним" действительно есть определенная доля правды. Судятся в республике не так часто и не по таким пустяковым поводам, по которым обычно подают исковые заявления в суд жители не северокавказских регионов. Просто здесь так не принято. Отношения выясняются либо на кулаках, либо тухумными (родовыми) собраниями, где приходят, или не приходят к перемирию (в Дагестане это называют "маслиат"), либо объявляется кровная месть обидчику. И дойти это может неизвестно до каких пределов.

А вот отношение к судьям, как и в целом к дагестанскому правосудию, в республике весьма неоднозначное. В букву Закона люди здесь уже практически не верят, а многочисленные жалобы в правозащитные организации и федеральные органы лишь подтверждают факт того, что с правосудием, особенно на начальном его этапе, в республике серьезные проблемы. Но дела до этого никому нет. Никто "извне" в это просто не лезет, потому что в этой "системе" свои порядки и устои, нарушить которые означает подписать себе смертный приговор.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КАВКАЗСКИЕ СУДЬИ ПОД ПРИЦЕЛОМ ТЕРРОРИСТОВ

Многие дагестанцы уже открыто заявляют, что зачастую и правоохранители, и судьи связаны с криминалом прочными узами "сотрудничества и взаимодействия". Всё зависит от ситуации: кому как удобно. Сфабрикованные дела, подтасовка фактов и бесконечные фальсификации улик, документов и доказательств - обычная практика.

Однако если с сотрудниками правоохранительных органов ситуация в республике совсем запущенная, и никто в Дагестане пока не способен навести в этой системе порядок, на судейском поприще всё не так уж и безнадежно. Судьи, достойные этого высокого звания, безусловно есть. Но честным и добропорядочным, справедливым и независимым людям выполнять свои прямые обязанности тяжело. И психологически, и физически. Потому что давление судьи испытывают постоянно, особенно дагестанские.

Если взглянуть на статистику убийств судей в Дагестане, то становится не просто печально, а жутко и страшно. Цифры пугающие, а 2013 год и вовсе бьет все рекорды по количеству убитых дагестанских судей.

В декабре 2007 года в Махачкале был убит судья Верховного суда республики Курбан Пашаев. Он возвращался домой, когда возле подъезда дома неизвестные произвели в него более десяти выстрелов. Основная версия убийства - служебная деятельность Пашаева. Следователи указывали в этой связи на дело об убийстве членов партии "Союз правых сил", которое произошло в ходе предвыборной кампании в Дахадаевском районе республики, а также дело о двойном покушении на руководителя республиканского отделения Пенсионного фонда России, бывшего вице-премьера республики Амучи Амутинова. В марте 2008 года в Дагестане были задержаны подозреваемые в убийстве федерального судьи - Омарасхаб Серажудинов и Муртуз Абдулмеджидов, который, как предполагается, и был непосредственным исполнителем. Кроме того, в федеральном розыске находится третий фигурант дела - Мухтар Магомедов.

Ходят слухи, что судья верховного суда РД Пашаев, как и судья Ленинского района Махачкалы Магомед Кагиров, были убиты по заказу экс-мэра Махачкалы Саида Амирова. Однако это неудивительно: в республике сейчас готовы всё повесить на Амирова, благо, "козел отпущения" из него самый подходящий.

В ночь на 8 июня 2010 года в селении Унцукуль Унцукульского района Республики Дагестан в собственном доме был убит мировой судья Абдурахман Гамзатов. Неизвестные ворвались в дом и расстреляли Гамзатова на глазах жены. Затем убийцы сказали находившейся в шоковом состоянии женщине, что "ошиблись адресом", извинились и скрылись. На месте преступления были найдены две гильзы калибра 9 мм. Гамзатов работал мировым судьей последние два года, рассмотрением громких преступлений он не занимался. До 2008 года служил в органах прокуратуры, а до 1997 года возглавлял Администрацию Унцукульского района.

Вечером 10 июля 2010 года в Махачкале, во дворе многоэтажного дома был застрелен председатель Унцукульского районного суда Магомедрасул Хасбулатов, занимавший свой пост с 2002 года. Около 19:00 он подъехал на служебной "Волге" к своему дому, выключил зажигание и, по словам очевидцев, остался в машине читать газету. В это время к машине подошел молодой человек, достал пистолет ТТ, произвел два выстрела через открытое окно машины и убежал с места преступления. Обе пули попали в голову: одна в висок, другая в затылок. От полученных ранений Хасбулатов скончался на месте. Два месяца назад Следственное управление СКР по Республике Дагестан возобновило предварительное следствие по данному делу. Такое решение принято "в связи с необходимостью производства дополнительных следственных действий", сообщают в Следственном комитете республики, однако других подробностей не приводится.

Дагестанских судей приговорили к смерти?. 21952.jpeg
Магомед Магомедов

Спустя два года относительной тишины за дагестанских судей вновь "взялись". 15 января 2013 года был убит судья Верховного суда Дагестана Магомед Магомедов. Неустановленное лицо произвело в него не менее пяти выстрелов. Магомедов рассматривал дела, связанные с участниками бандподполья республики. "Он был принципиальным судьей, поэтому часто дела завершались обвинительными приговорами. Но что именно могло стать причиной убийства, даже нельзя предположить", - рассказал сотрудник ВС Дагестана. Последним рассмотренным делом Магомедова стало уголовное дело в отношении трех жителей республики, обвиняемых в совершении ряда преступлений, связанных с незаконными вооруженными формированиями. Магомед Магомедов (в судейском сообществе известный по прозвищу "Кубачинец") работал судьей Верховного суда республики с 1995 года. Был рекомендован на должность судьи ВС РФ, однако по каким-то причинам отозвал своё заявление.

По данным следствия, Магомедов занимался рассмотрением уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. 18 декабря 2012 года суд под его председательством вынес обвинительный приговор трем жителям Кизлярского района Дагестана, обвиняемым в участии в незаконном вооруженном формировании. Одним из наиболее громких процессов под руководством судьи был процесс по делу о террористическом акте 9 мая 2002 года в Каспийске, рассматривавшийся судом присяжных заседателей в 2004 году. Однако, по мнению блогеров, причиной расстрела судьи могла быть борьба за место в Верховном суде Дагестана.

Случай с Магомедовым немного выходит за пределы обыденного убийства не только по имеющимся основаниям считаться "чисто профессиональным убийством", но и по вытекающим из самого факта устранения судьи последствиям. Практически сразу после убийства Магомедова главный сайт дагестанских "моджахедов" "Кавказ Центр" сообщил, что "Магомедов по кличке Кубачинец уничтожен исламскими бойцами в результате успешной операции". Эта новость быстро облетела и другие сайты северокавказских экстремистов, которые радостно возвестили: "Обезврежен "судья верховного суда Дагестана. Он убит". Судья поплатился за то, что, по мнению экстремистов, "с особым рвением" брался за дела людей, обвиняемых в принадлежности к террористическому ваххабитскому подполью, и приговаривал их к длительным срокам заключения. В частности, как мы уже отмечали выше, 18 декабря 2012 года Магомедов вынес приговор трем жителям Кизлярского района Дагестана - Рамазану Магомедову, Шуайбгаджи Магомедову и Абдулжапару Лабазангаджиеву. Как полагают авторы сайта дагестанских исламистов, трое осужденных не были связаны с "моджахедами", а вся их вина состояла в том, что они были мусульманами.

По информации некоторых сетевых СМИ, в частности "Кавказской политики", не исключено, что с Магомедовым расправился кто-то из родственников или друзей осужденных. Однако проблема в том, что в глазах исламских радикалов он был бы обречен даже в том случае, если бы вовсе не рассматривал подобные дела. Ведь не зря же на экстремистском сайте судью назвали "тагут". Согласно учению Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, тагут - это, грубо говоря, "ложный авторитет". Судья должен судить в соответствии с законами шариата. "Тагутами", с точки зрения экстремистов, являются все политики, функционеры всех ветвей власти, которые руководствуются в своей деятельности светскими законами, а не законами Аллаха. Даже если они мусульмане. "Тагутом" экстремисты называли даже убитого ими шейха Саида Афанди Чиркейского.

Дагестанских судей приговорили к смерти?. 21953.jpeg
Ахмед Раджабов

9 марта 2013 года в городе Избербаш был убит федеральный судья Ахмед Раджабов. Согласно данным следствия, преступник пришел к судье домой, где дверь ему открыла супруга Раджабова. Злоумышленник попросил позвать судью. Дождавшись Раджабова, преступник произвел в мужчину семь выстрелов из огнестрельного оружия, в результате чего тот сразу же скончался, а убийца быстро скрылся с места преступления. Сначала сотрудники следственных органов прорабатывали несколько версий убийства Ахмеда Раджабова, главной из которых была профессиональная деятельность. Однако уже в мае был ликвидирован предполагаемый убийца - террорист Муртазали Алибеков, который являлся членом незаконных вооруженных формирований и находился в федеральном розыске. Алибекова застрелили в городе Избербаш при попытке скрыться от сотрудников полиции на украденном автомобиле. Преступник вместе со своими подельниками пытался прорваться через блокпост, однако путь ему преградили полицейские. В результате начавшейся перестрелки Алибеков получил ранение и позже скончался по пути в больницу.

25 сентября 2013 года. Двое неизвестных в центре Махачкалы обстреляли судью Верховного суда Дагестана Мухтара Шапиева, вместе с ним пострадал его сын. Обоих с ранениями доставили в больницу, однако они скончались, не приходя в сознание. Нападение на 50-летнего судью произошло в тот момент, когда он вместе с 27-летним сыном вышел из машины и направился к дому. По ним был открыт буквально шквальный огонь, предположительно, из пистолетов Стечкина. Следователи обнаружили 43 гильзы.

Дагестанских судей приговорили к смерти?. 21954.jpeg
Мухтар Шапиев

В Верховном суде Мухтар Шапиев начал работать недавно, с конца 2011 года. Он работал в судебной коллегии по гражданским делам и входил в судебный состав по рассмотрению жилищных споров, говорится в сообщении на сайте ВС Дагестана. Шапиев не специализировался на уголовных делах или делах, связанных с экстремизмом, а рассматривал гражданские споры, однако следователи связывают нападение на судью именно с профессиональной деятельностью убитого. До назначения судьей Верховного суда Шапиев несколько лет проработал в республиканской прокуратуре, выступая гособвинителем на процессах по уголовным делам. Он участвовал в процессе над Магомедом Мухтаровым, который обвинялся в организации покушения на мэра Махачкалы Саида Амирова 4 сентября 1998 года.

На этом скорбный список можно закончить. Но точка, чувствуется, еще не поставлена. Угроза жизни дагестанских судей пока еще остается вполне реальной, но что делать самим судьям? Не брать "экстремистские дела"? Тогда кто будет выносить по ним решения? Волков бояться, в лес не ходить, а работу делать надо, ведь правосудие - это пока единственная возможность сохранить в республике хотя бы часть правового государства. Остальное уже всё похоронили. Причем обвинять во всем "лесных" - это тоже не выход, когда в республике практически каждый второй чиновник практически ни на что не способен. А если даже и способен, то ему сразу же "перекроют кислород", если он вдруг начнет лезть в те "болота", наступая на которые, он нарушает чьи-то интересы - интересы далеко неблаговидного характера.

Судейство в Дагестане неумолимо начинает обрастать тем же налетом безнаказанности, беззакония и криминала, в котором серьезно погрязла правоохранительная система. Но что делать правоохранителям, которых давят, как мух, каждый день? Полицейским подняли зарплаты до баснословных для Дагестана цифр (45-60 тысяч), но каждый из них, уходя утром на работу, не может даже на 10% быть уверенным, что он вернется домой. В этой связи никто уже и не удивляется зачастую топорным методам правоохранителей: фальсификациям, выбиваниям показаний, сфабрикованным делам и жестким мерам. Ведь те, кто сегодня затаился в лесах Дагестана, поступают еще жестче. Они просто не оставляют выбора тем, кто пытается навести порядок.

Мурад Абдуллаев, Махачкала

топ видео
новости региона