Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Дагестан как убежище для сирийцев и лезгин
28 декабря 2012 19:35 Пятница
Дагестан как убежище для сирийцев и лезгин. 21318.jpeg
 Дагестан, вопреки своему имиджу "горячей точки", некоторым людям кажется желанным приютом. Туда стремятся попасть так называемые "сирийские черкесы", к которым в воюющей стране относят и потомков бежавших из Российской империи в 19 веке дагестанцев. Они ищут хотя бы временное пристанище. А навсегда в Дагестан мечтают переселиться азербайджанские лезгины. Вот только власти ни тех, ни других, похоже, не ждут.

"Сирийские черкесы", вокруг возвращения в Россию которых изломано немало копий, - это собирательное понятие, включающее в себя представителей многих национальностей, населявших Кавказ в 19 веке. В их числе потомки дагестанцев - кумыков, аварцев, даргинцев, лакцев и других коренных народов этой республики. Это примерно девять тысяч человек. Около семи тысяч из них оказались в эпицентре сирийского конфликта, в котором участвовать не хотят и просят предоставить им убежище.

Вчера в Махачкале при участии газеты "Черновик" сирийцы дагестанского происхождения организовали пресс-конференцию, на которой обратились за помощью к местным властям. От имени 200 человек, готовых переселиться в Дагестан уже сейчас, выступил  хирург-офтальмолог Мухаммад Нур Нидаль. На исторической родине он получил образование и имеет российское гражданство. А вот его сирийские земляки при попытке выехать в Россию столкнулись со сложностями. "Мы решили задействовать в решении этого вопроса органы власти, поскольку получение виз, российского гражданства и другие вопросы, связанные с переездом дагестанцев, можно решить только с помощью госаппарата", - заявил на пресс-конференции Нидаль.

По его словам, "им нужно помочь в кратчайшие сроки, потому что военный конфликт в Сирии будет только нарастать". "Они там беспомощны, так как гражданские лица не имеют права носить оружие, даже для обороны", - посетовал сирийский дагестанец. Он отметил, что Адыгея и Кабардино-Балкария уже приютили у себя более тысячи человек с предоставлением вида на жительство.

Нидаль подчеркнул, что приехать хотят не только рабочие и домохозяйки, но и квалифицированные врачи, инженеры. Они не имеют склонности к экстремизму и не замечены в религиозном терроризме. Ситуация в Дагестане их настораживает, потому что в Сирии, по словам  офтальмолога, "вообще не было преступности". "На улице любого населённого пункта в любое время дня и ночи была абсолютная безопасность. Здесь же, в Дагестане, никто не знает, дойдёт ли он до места назначения, если выходит из дома ночью, - отметил Нидаль в одном из интервью. - Но если Асад начнёт массовое уничтожение населения, станет применять химическое оружие, то деваться будет некуда - людей надо будет вывезти".

Присутствовавший на пресс-конференции  депутат, член комитета Народного собрания Дагестана по межнациональным отношениям Магомед Магомедов пообещал оказать содействие и включить сирийцев в госпрограмму по переселению соотечественников. А  проводивший мероприятие редактор "Черновика" Биякай Магомедов подчеркнул, что финансовой помощи сирийцы не просят, им нужен лишь юридический статус и безопасное место проживания.

Относительно безопасным прибежищем Дагестан считают и азербайджанские лезгины, которые просят помочь им переехать из поселков Храх-Уба и Урьян-Уба. Эти населенные пункты возникли на пастбищах, арендованных Дагестаном у Азербайджана в советское время. Но в 2004 году срок аренды закончился, и азербайджанские власти стали притеснять лезгин. Хотя и раньше им жилось не сладко. Говорят, поэт Расул Гамзатов, возвращаясь из Ирана, в аэропорту Баку на вопрос, как поживают за границей азербайджанцы, ответил: "Ваши земляки в Иране живут лучше, чем мои в Азербайджане".

На переселение лезгин, по подсчетам дагестанского министерства экономики, нужно около 900 миллионов рублей.  Минфин России предоставлять их не собирается, рекомендуя перенаправить средства с какого-нибудь пункта федеральной целевой программы "Юг России". Республиканские власти к этому не готовы.

Но если лезгины все же могут рассчитывать на госпрограмму переселения соотечественников, то вопрос, кем сирийские дагестанцы являются для России, остается открытым. Как рассказал корреспонденту "Большого Кавказа" член Общественной палаты Дагестана, травматолог-ортопед Магомед Абдулхабиров, сами потомки кавказских переселенцев называют себя арабами и говорят на арабском языке. Однако при этом чтят свои исторические корни.

"Сирия для них Родина, но они гордятся своим кавказским этническим происхождением. Молодежь на языках дагестанских народов не говорит. Только пожилые люди, с которыми я встречался в поселке Дейр-Фуль, близ города Хомс. Они просили в школе, чтобы там хотя бы факультативно преподавали аварский язык, потому что большинство там аварцы, - говорит Абдулхабиров.  - Кстати, две школы в этой деревне названы в честь сирийских героев дагестанского происхождения. Некоторые сирийцы учились в Дагестане. Туда ездил поэт Расул Гамзатов, книгу которого "Мой Дагестан" перевели на арабский язык ". 

По мнению врача и общественного деятеля, вопрос, являются ли сирийцы с юридической точки зрения соотечественниками или нет, второстепенен. "Россия повинна перед ними, - полагает он.  - Исторически именно Россия изгнала их предков с родины и на их месте поселила казаков. Сегодня, когда создали казачьи представительства при президенте, когда казаки бравируют по Москве, у меня, как у этнического кавказца, возникает необходимость в ответ свои отряды создавать. Когда возведен шестиметровый памятник Ермолову в Пятигорске, где находится резиденция полпреда в СКФО, и Александр Хлопонин кладет к нему цветы, это у меня тоже вызывает внутреннее сопротивление. Возникает ощущение, что в моем Отечестве, в моей России к истории моего народа относятся презрительно".

Магомед Абдулхабиров считает стратегически неверным равнодушие, с которым дагестанские власти относятся к сирийским соплеменникам, которых тамошняя оппозиция грозится расстрелять, если они не пойдут воевать против правительства Башара Асада. "Их надо спасать, а останутся они или нет - это будет решаться, когда в Сирии утихнет война", - говорит наш собеседник.

Летом в Нальчик вместе с черкесами переехали четверо потомков дагестанцев. "Я восхищен тем, что делает для них кабардино-балкарская общественность и руководство, - отмечает Абдулхабиров. - В Нальчике их начали обучать русскому языку и культуре и языку черкесского народа. Они ведь не нахлебники. Те, кто раньше приехал, трудоустроились, открыли свои строительные фирмы. Арабы вообще люди предприимчивые, с коммерческой жилкой". 

Обещания депутата Магомеда Магомедова, хоть он и возглавляет "Единую Россию", наш собеседник не считает гарантией того, что республиканские власти предпримут какие-то меры в отношении сирийских дагестанцев. "Надо, чтобы президент подключился. Если даже две тысячи человек захотят переселиться, надо им помочь. Или мы должны сказать: мы, дагестанцы, отказываемся от своей истории, от своих предков. Или надо принять, спасти их, иначе это будет позором Дагестана. А российскому руководству надо финансировать их возвращение, потому что это Россия приехала на Кавказ захватывать, выселять, убивать. История есть история, но надо ее чтить и сказать: мы очищаемся от этого и будем помогать". 

Светлана Болотникова

топ видео
новости региона