Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
"Турция не желает видеть кровь на своих руках"
25 апреля 2013 14:07 Четверг

24 апреля - день, когда в Армении опускается национальный флаг. В этот день люди медленно поднимаются на Цицернакаберд. Именно здесь, недалеко от центра Еревана, расположен Мемориал памяти жертв Геноцида армян в 1915 году в Османской империи. Каждый отмечает эту дату по-своему. Одни сжигают флаг Турции, организовывают шествие с факелами по улицам Еревана, другие в одиночестве или со своими родственниками приходят возложить цветы к "вечному огню".

Вчера, как и всегда в этот день, поток людей на Цицернакаберд не прекращался до полуночи. Люди шли, держа в руках гвоздики или маки. Стена из цветов вокруг "вечного огня" продолжала расти. Сначала Мемориал посетило высшее руководство страны и духовные лидеры. За ними к памятнику подошли руководители аккредитованных в Армении дипломатических миссий и представители общественных организаций.

Политические разногласия между партиями отчасти проявляются и в этот день. Оппозиция предпочитает воздавать дань памяти жертвам Геноцида отдельно от власти. Они приходят со своими единомышленниками, тем самым еще сильнее подчеркивая свою оторванность от власти.

Повсюду были люди из различных общин диаспоры и регионов самой Армении. Приходило также немало иностранцев. Все они как-то связаны. Из рассказов и воспоминаний посещающих Цицернакаберд людей становится ясно, что их объединяет история, в данном случае исторический факт - геноцид. Переживших его осталось очень мало, однако даже их третье поколение рассказывает об истории своей семьи со слезами на глазах. Геноцид - это не только коллективное, но и индивидуальное горе, которое касается чуть ли не каждой армянской семьи.

"Во время этих черных дней наша большая семья понесла 26 потерь. Бабушка моя пережила геноцид, потеряла брата, мужа и младшего сына. Многие из них умерли от голода или были просто застрелены во время насильственной депортации армян в пустыню Дер-Зор (туда руководство Османской империи гнало армян - прим. автора). Она потеряла большинство своих родственников. Бабушка была измотана, в конце концов решила оставить младшего грудного сына на камнях, чтобы пойти добывать пищу. Вернувшись, обнаружила, что ребеночка нет. "Осколки" нашей семьи в конце концов основались в Иране. Я помню, до конца своих дней бабушка мучилась, задаваясь вопросом: сына украли турки или съели звери?" - еле сдерживая слезы, рассказывает в беседе с BigCaucasus Ваград Кюркчян.

Ваград уже пожилой человек, с седой бородой. Почтенный старик, несмотря на свой возраст, ведет активную общественную деятельность в армянской общине Ирана. Одет он как настоящий англичанин. В бережном смокинге, в руках зонтик и кожаная сумка. Его руки дрожали, когда он говорил о трагедии, настигшей его семью во время геноцида. "У этого преступления нет срока давности. Боль передается из поколения в поколение. Я - представитель третьего поколения в нашей семье после большой резни, но боли меньше не стало. Ничто не забыто. Турция должна признать геноцид и покаяться", - подчеркнул он.

Геноцид стал одним из стержней идентичности армянской диаспоры, поскольку она образовалась в результате массовой резни. За рубежом живет немало армян, которые вспоминают о своей национальной принадлежности только 24 апреля. Их консолидирует "синдром жертвы ятагана" (турецкий меч - прим. автора). Проблема признания геноцида стала центром деятельности организаций армянских диаспоры. Они борются за признание геноцида со стороны третьих стран, стремятся на уровне законодательства криминализировать отрицание факта геноцида армян.

"Я и мои друзья из Парижа приехали сюда по случаю 24 апреля. Мы посетили также Нагорный Карабах. Меня радует то обстоятельство, что у нас такая прекрасная молодежь, которая помнит о событиях 1915 года. Нас сейчас по всему миру 10 млн, но мы себя ощущаем так, будто нас 11,5 миллионов. Души 1,5 млн людей, которые стали жертвами резни, еще с нами. Они не нашли покоя, поскольку Турция пока плотно закрыла глаза и не желает видеть кровь женщин, детей и стариков на своих руках", - сказал нашему изданию Жан Погосян из Парижа.

В ходе нашей беседы Жана окружили его друзья из Франции. Все они армяне, но мало кто из них владеет родным языком. Среди них только Жан мог с большим трудом объясняться на армянском. Погосян заверял, что армянская община Франции сделает все, чтобы президент Франсуа Оланд сдержал свое обещание и продвинул в парламенте законопроект о криминализации ответственности за отрицание геноцида. "У нас впереди еще два года, и мы сможем достигнуть того, чтобы билль о криминализации ответственности за отрицание геноцида был принят", - заверил Погосян.

Геноцид влияет не только на армянскую, но и на турецкую общественность. С годами меняется и Турция. Еще 20 лет назад никто не мог себе представить, что простые турки - ученые, активисты - начнут дискуссию о важности признания геноцида на государственном уровне. Сейчас в Турции издаются книги о событиях 1915 года, где черным по белому написано - это геноцид. В этом году акции за признание геноцида армян произошли сразу в нескольких крупных городах Турции, среди которых Стамбул, Анкара, Дерсим и прочие. В этой связи наблюдатели отмечают: "В Турции, хотя бы на общественном уровне, появилась идея покаяния".

С другой стороны, эксперты не видят четкости в позиции Армении по вопросу геноцида. "Политика хромает, - подчеркнул Тюрколог Артак Шакарян. - Она неясна до конца и окутана дымом неопределенности. Нет ясности в порядке действий. Существует четыре этапа справедливого решения проблемы геноцида - международное признание, признание со стороны Турции, выплата компенсаций и вопрос земель. Международное признание продвигается, однако мы не знаем, что будем делать дальше, после второго шага. Если Турция в 2015 году, к 100-летней годовщине геноцида, на уровне премьер-министра попросит прощения за деяния своих предков, что мы будем делать дальше? Никто не знает ответа на этот вопрос", - заключил эксперт.

Аршалуйс Мгдесян

топ видео
новости региона