Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Кто такие хатты
16 июня 12:29 Пятница
Кто такие хатты
 

Хатты. Коренное автохтонное население Малой Азии (Анатолии) именовалось хаттами по названию центральной части этой страны — Хатти. Столицей хаттов являлась Хаттуса. К северу от хаттов вплоть до побережья располагалась обширная страна касков (кашков), говоривших на родственном хаттскому диалекте. На территории от устья реки Галис и до современного Трабзона жили племена Каска. Они имели укрепленные селения, занимались земледелием и скотоводством. Страна каскейцев была по-преимуществу горной. Из своих горных твердынь они совершали частые нападения на страну Хатти и на сменившую ее Хеттскую державу. Хетты в многочисленных хрониках называют каскейцев «кочевниками» и «свинопасами», но здесь надо иметь в виду, что эти прозвища были порождены враждебными отношениями. Каскейцы не имели централизованного государства и их общественное устройство являлось клановым. Хеттские документы («Анналы Суппилулиумы I», «Анналы Мурсили II») сообщают, что у каскейцев «правление одного не было принято». Борьба с каскейцами не утихала на протяжении всего периода существования Хеттской империи (ок. 1650–1200 гг. до н.э.). Горцы не довольствовались небольшими пограничными набегами, но неоднократно угрожали самой столице хеттов — городу Хаттуса. В свою очередь, военные экспедиции хеттов в страну Каска на какое-то время сдерживали разорительные набеги. Многие крупнейшие специалисты по древней истории Анатолии, и в их числе следует особо выделить Г.А. Меликишвили и Г.Г. Гиоргадзе, указывают на сходство этнонима Каска со средневековым этническим названием адыгов (груз. Кашаки, Кашаг; арм. Гашк; визант. Касахия; араб. кашак; рус. касог). Самое восточное из каскейских племен — апешлайцы — созвучно с раннесредневековым обозначением абхазов (греч. апсилы; груз. апшил; арм. апшилк) и с современным самоназванием абхазов — апсуа, или апшуа. Эти сходства могут носить случайный характер, но названия племен, населенных пунктов и имена собственные в стране Каска указывают на родство их зыка с языками абхазо-адыгов. В III тыс. до н.э. в стране Хатти наблюдается экономический и культурный расцвет, достигший своего апогея в XXV–XXIII вв. до н.э. С начала II тыс. до н.э. в Анатолию проникает многочисленная группа племен, говоривших на индоевропейских языках. Их самоназвания неизвестны, но точно установлено, что они переняли имя автохтонов и стали также именоваться хаттами. В историографии хаттов принято это новое население обозначать хеттами, что объясняется единственно стремлением избежать путаницы при освещении проблемы. К середине II тыс. до н.э. хаттский язык вышел из употребления и превратился в культовый язык. Общеупотребительным стал индоевропейский язык, носивший название неситского по имени города Неси. По мнению ряда исследователей, хеттоязычное население не считало хаттов чужим народом и воспринимало историю хаттов как свою собственную. По мнению Г.А. Меликишвили, Хеттское царство образовалось в условиях абсолютного господства в политической и военной сферах автохтонов-хаттов, но не неситов. Необходимо отметить, что большинство городов-государств, которые на рубеже III–II тыс. до н.э. и вплоть до XVIII века до н.э. вели борьбу за доминирование в Хатти были основаны именно хаттами: это такие города как Пурусханда, Канеш, Амкува, Куссара и др. В эту борьбу были вовлечены и города неситов. Процесс завершился победой Куссара во главе с неким правителем Питхана; известен и его преемник по имени Анитта (1790–1750 годы до н.э.). Это политическое образование с центром в Куссара Г.А. Меликишвили характеризует как хаттское. Династы Куссара захватили крупнейшие анатолийские центры: Неса, Каниш, Хаттусас, Пурусханда и Цалпа. Анитта дважды победил правителя Хаттусаса Пиуста. Затем Хаттусас становится столицей Хаттской (Хеттской) империи: это произошло при династе по имени Лабарна (1680–1650 годы до н.э.), который происходил из местной династии Хаттусы. В царских архивах Хаттусы сохранилось большое количество хаттских текстов, сопоставление которых с текстами на хеттском (неситском) свидетельствует о культурном доминировании хаттов и их значительном влиянии на хеттов, как на генерацию, образовавшуюся в результате языковой ассимиляции автохтонов со стороны индоевропейцев. Перечень этнологических сопоставлений между абхазо-адыгами и хаттами можно начать с еще одного наименования касков — этникона «абешла»-«апесила», который упоминается в надписи ассирийского царя Тиглатпаласара I (1115–1077 годы до н.э.). Данный этникон сравнивают с этниконами Западного Кавказа эллинистической эпохи: «апсил» и «абазг», а также с этниконом «апшил», который употребялся в раннесредневековой картлийской литературе для обозначения одного из абхазских племен.

Этническая связь хаттов и касков с абхазо-адыгами не вызывает сомнения, по крайней мере, в контексте лингвистического аспекта этногенеза. В.В. Иванов считает, что фонетические соответствия не оставляют места для возражений в том, что по своей лексике хаттский явл?6?

Валерия Сергеевна Верхорубова

топ видео
новости региона