Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Путин в Турции: ничего лишнего, только бизнес
05 декабря 2012 12:07 Среда
Путин в Турции: ничего лишнего, только бизнес. 21255.jpeg

Разногласия по сирийскому вопросу не должны сказаться на экономических отношениях России и Турции. Таков, по мнению экспертов, основной посыл решений, принятых на состоявшейся 3 декабря встрече в Стамбуле президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Визит Путина проходил на фоне благополучно исчерпанного инцидента с задержанием в Турции российского самолета, направлявшегося в Сирию, а также жесткого заявления российского МИД, прозвучавшего 23 ноября, по поводу размещения американских зенитных ракет Patriot на турецко-сирийской границе. Казалось, ситуация в Сирии неизбежно станет основной темой обсуждения глав государств. Однако на итоговой пресс-конференции президент России лишь отметил, что на переговорах появились "некоторые новые идеи по выходу из ситуации". Кроме того, Путин в очередной раз выразил беспокойство по поводу размещения комплексов Patriot, указав при этом, что установка "не самых лучших в мире" систем лишь усугубит ситуацию с сирийским урегулированием. "Если в начале пьесы на стене висит ружье, то в конце пьесы оно обязательно должно выстрелить", - добавил российский президент. Журналисты пытались вернуть Путина к сирийскому вопросу, но ничего конкретного, помимо заверения, что Сирия не нападет на Турцию, так как ей сейчас "не до нападения на соседей", представителям прессы добиться не удалось.

Итогом однодневного визита стало подписание одиннадцати соглашений. Стороны договорились о сотрудничестве по созданию совместного предприятия в области маркетинга, дистрибуции между "Роснефтью" и "Чалык холдинг", а также приняли среднесрочную программу торгово-экономического и научно-технического сотрудничества на 2012-2015 годы. Кроме того, согласно подписанным меморандумам, Россия и Турция решили объединить усилия для борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Всего достигнуто одиннадцать межправительственных соглашений.

"Я еще до начала визита говорил, что экономическая часть будет основной, - обращает внимание в интервью "Большому Кавказу" эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. - Потому что по Сирии нам нечего обсуждать - у нас диаметрально противоположные позиции по этому вопросу. Основная задача состояла в том, чтобы разногласия по сирийскому вопросу не сказались на наших экономических отношениях. Нужно было пройти по этой тонкой грани, всячески избегая любых предпосылок для конфликта. На мой взгляд, это удалось. Ни Россия, ни Турция не настроены на какую-то конфронтацию из-за Сирии. Для России это не настолько принципиальный вопрос. А для Турции гораздо важнее энергетические отношения с Россией, нежели изменение ее позиций по сирийскому вопросу".

По убеждению эксперта, Турция совершила большую ошибку, ввязавшись в сирийский конфликт, и теперь "сама не знает, как выйти из этого положения". Усугубление ситуации в Сирии, полагает Демиденко, напрямую скажется на геополитических интересах Турции - в частности, обострится курдский вопрос и проблема исламизма. "Поэтому Турция предпочитает, чтобы гражданская война продолжала тлеть, так как затушить ее сейчас нельзя, но не разгоралась во что-то более масштабное", - добавляет аналитик.

Заявления на итоговой пресс-конференции дают основания полагать, что турецкая сторона начинает искать новые решения и склоняется к принятию Женевского коммюнике, отодвигая силовой фактор на второй план, считает политолог Станислав Тарасов. При этом он не сомневается, что на встрече глав государств приоритетными были все же вопросы экономики, а не политики. "В экономическом сотрудничестве больше заинтересована Турция, - уверен эксперт. - Ее экономика ориентирована на экспорт, и в результате арабской весны Турция стала терять рынки сбыта своей продукции. Сейчас российский рынок имеет для нее очень серьезное, принципиальное значение. Отсюда такая установка: сначала экономические интересы, а уж затем политические. В этом смысле визит Путина в Турцию нельзя считать выдающимся явлением, но, вне всякого сомнения, это очень важное политическое событие", - резюмирует Тарасов, комментируя встречу в Стамбуле для "Большого Кавказа".

Не исключено, что сделки в области энергетики как-то связаны с международными санкциями против Ирана, однако иранский вопрос явно не значился в первых пунктах повестки, отметил в интервью "Большому Кавказу" востоковед, специалист по Ирану Владимир Сажин. По его мнению, несмотря на то что в сирийском конфликте Россия и Иран, в отличие от Турции, поддерживают Башара Асада, "газовая карта" в отношениях с турецким правительством разыграна не будет, так как страны заинтересованы в экономическом партнерстве. "Безусловно, натовская Турция склоняется к тому, чтобы уменьшить зависимость своей экономики от иранского газа. Поэтому соглашения об увеличении поставок газа из России можно рассматривать как стремление Турции обезопасить себя и иметь запасной вариант. Но делать из этого далеко идущие выводы не стоит. Не думаю, что Турция поддержит санкции против Ирана. Она и ранее покупала у России много газа - какой-то связи с политикой здесь не просматривается", - подытоживает собеседник. 

Бадма Бюрчиев

топ видео
новости региона