Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Конфискация за террор
30 сентября 2013 19:58 Понедельник
Конфискация за террор. 21926.jpeg

Президент России Владимир Путин внес законопроект о введении материальной ответственности для родни террористов, живущей за счет доходов от преступной деятельности. По мнению экспертов, только так в коллективистском обществе можно заставить семьи отказаться от поддержки бандитов. Правозащитники считают семейную ответственность неправомерной. Родственники осужденных напоминают о фабрикации уголовных дел, когда террористов не вычисляют, а назначают.

От законопроекта президента Владимира Путина по введению материальной ответственности для родственников террористов повеяло архивным запахом документов НКВД, когда за преступления "врагов народа" их близкие люди теряли жилье и даже свободу. Разница лишь в том, что сейчас в тюрьму их загонять не будут, если, конечно, не докажут факты пособничества. Но лишить дома, автомобиля или банковского счета вполне могут.

Президентский законопроект, уже внесенный в Госдуму, предполагает, что за взрыв, устроенный террористом, материальный и моральный ущерб будут возмещать "близкие родственники, лица, состоящие с ним в родстве (свойстве), и иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений". Фактически, за одного урода в семье может ответить все село. Правда, в тексте документа есть существенная оговорка - для наложения взыскания у следствия должны быть "основания полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности или являются доходом от такого имущества".

В принципе, и сейчас во время многочисленных обысков у семей подозреваемых в терроризме частенько изымаются в качестве "вещдоков"дорогостоящие вещи, которые потом, как правило, не возвращаются. Вот, к примеру, сейчас судят в Ростове-на-Дону Иссу Хашагульгова, предполагаемого главаря бандгруппы "Вилаят Галгайче", организовавшей 24 теракта. Обвинительный приговор еще не вынесен, а приглянувшийся следователям автомобиль "Хонда" уже два года кем-то используется в Москве: кто-то уже компенсировал себе "вред от теракта". А после вынесения вердикта можно будет изъять у семьи Иссы и все остальное имущество, тем более, что жена и дети уже бежали за границу после убийства старшего брата ее мужа Султан-Гирея Хашагульгова

Вот только насколько справедливыми будут судебные решения по конфискации имущества, если на скамью подсудимых зачастую попадают невиновные? Марьям Ахматова, глава организации "Матери Кабардино-Балкарии в защиту прав и свобод граждан", будучи матерью обвиняемого в нападении на Нальчик в 2005 году, считает, что при современной правоохранительной системе такой закон вводить нельзя. "Я не согласна с законопроектом, потому что расследование ведется почти всегда поверхностно. Доказательной базы почти не существует, только версия правоохранительных органов. Могут под это попасть люди, которые не совершали всего того, в чем их обвиняют", - выразила она свою позицию в разговоре с корреспондентом BigCaucasus.

Впрочем, когда речь идет о подрывах смертников, вопрос о причастности конкретного боевика уже не стоит - достаточно опознания и генетической экспертизы. Но и в данном случае родственники, по мнению Ахматовой, расплачиваться за террориста не должны. "Человек уже взрослый. А в законопроекте есть ссылка, что если он заработал деньги террористической деятельностью, и семья существует на эти деньги, только тогда возмещается. Но я не знаю семьи, которые существовали бы на такие средства, - отметила она. - Не встречала их среди женщин, чьи дети в розыске".

Действительно, для многих родителей, выросших в советскую эпоху, уход детей в "лес" или обращение в "чистый ислам" становится трагедией. И происходит это чаще с семьями, которые живут небогато, и дети отправляются к "братьям" искать справедливость. Что изъять у таких родителей? Это же не министр Сердюков с его бесконечными дачами. Более того, желание отомстить за ограбление близких для кого-то станет оправданием дальнейшей террористической деятельности.

С точки зрения правозащитников, законопроект Путина балансирует на грани нарушения закона. "Есть общая норма права, согласно которой уголовное наказание несёт только тот, кто совершил преступление, обладая при этом всеми правами и возможностями защиты. К сожалению, в России это не первое нарушение данной нормы. К примеру, тела погибших террористов хоронятся в каких-то укромных местах, о которых не сообщается родственникам - это уже наказание родственников, которые необязательно имели отношение к преступлению", - заявил в эфире "Русской службы новостей" правозащитник Сергей Ковалёв.

 С другой стороны, как еще бороться с боевиками в обществе, которое поддерживает их в силу родственных связей и традиций, которые кавказцы ставят выше российских законов? Только воздействием на самом это общество. С этим тезисом согласен и адвокат жертв многих крупных терактов Игорь Трунов, и кавказовед Андрей Епифанцев. "Я поддерживаю этот законопроект, потому что практика показывает, что для местных коллективистских обществ такие меры воздействия могут быть самыми эффективными. Такое общество укрывает этого террориста, помогает ему, исходя из принципов коллективизма: "Он будет всегда для нас прав, потому что он член нашего общества," - пояснил он свою точку зрения в комментарии BigCaucasus. - И если это происходит, общество должно нести ответственность за это. Практика кавказской войны, практика современного Израиля говорят о то, что эти методы верны. Даже практика Рамзана Кадырова более эффективна, чем либеральный подход к людям, которые руководствуются другими жизненными принципами. Кадыров связывался с семьями боевиков и говорил им: "Ребята, если ваш сын в горах с автоматом, вы не получите ни компенсации, ни образования, ни хорошую работу". И люди вызывали сыновей из гор. И некоторые бросали это дело и легализовались, другие уходили в соседние регионы. Как только люди видят, что они могут пострадать из-за членов своего общества, они начнут отказывать им в крове, защите. Нужно показать, что намерения государства в этом вопросе очень серьезны".

Эксперт полагает, что и у террористов в случае принятия законопроекта пропадет одно из оправданий. "Когда эти люди совершают свои деяния, они думают, что поступают так ради блага своих кланов, семей, этносов. Но видя, что их кланы даже больше пострадают, у террористов начнет пропадать мотивация. Они будут приносить своим близким потери и убыток, - считает он. - На последней стадии Кавказской войны имам Шамиль проиграл в том числе и потому, что простые крестьяне, жители Дагестана, Чечни, поняли, что политика Шамиля несет им обнищание. Российская власть за помощь им покарает, и сам Шамиль карал их неслабо. В результате они просто отшатнулись от него".

На вопрос, не получится ли так, что государство, переложив материальные выплаты на плечи родственников террористов, снимет с себя ответственность за безопасность граждан, Епифанцев ответил: "Государство как выплачивало, так и будет выплачивать помощь пострадавшим от теракта, землетрясения или чего-то еще. У нас есть специальный фонд в стране, и в регионах есть такие фонды. Но теперь государство будет стараться возместить эти деньги за счет родных и близких террористов".

 

Светлана Болотникова

топ видео
новости региона