Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Осетинская религия
17 июня 12:33 Суббота
Осетинская религия
 

👏🏻

Осетинская религия.

(Может кому-то и кажется, что приняв одну из мировых религий он так и останется осетином. По крови да, но культурно - нет.)

Несколько дней изучаю записи в блогах на тему осетинской религии. Вопросов возникает все больше. Сам же, исходя из просмотренного за эти дни материала, отвечу на типичные вопросы и заблуждения относительно осетинской религии. Первый вопрос: А вообще существует такая религия? Осетины уверены, что существует.

Но есть некоторые блогеры, которые утверждают, что это все выдумки. Что нет никакой осетинской религии, а есть древнее забытое христианство, которое в отсутствии связи с церковной организацией вконец одичало. Об этом нам говорят и имена зэдов и дуагов, которые в основном созвучны с именами христианских святых. Однако, остались имена, которые не соотносятся ни с одним именем христианского святого. Например: Авсати, Курдалагон, Барастыр. Не нашлось для них созвучий в пантеоне христианских святых. С другой стороны, зэды и дуаги - это небожители, которые хоть и являются иной раз людям в человеческом облике, но сами людьми никогда не были и земную, человеческую жизнь не проживали. В отличии от них, христианские святые были людьми и только после земной жизни стали заступниками и помошниками верующих. Осетинское богослужение называется Кувд. Оно проводится за фынгом, с тремя пирогами, пивом, частями жертвенного животного, с песнями и танцами. Конечно, можно за уши притянуть элементы осетинского кувда к христианству и даже к мусульманству. Но зачем это делать? Для того, чтобы оправдать свой религиозный выбор? Или оправдать уход из осетинской культурной традиции? Может кому и кажется, что приняв одну из мировых религий он так и останется осетином. По крови да, но культурно - нет. Что происходит, когда осетин, принявший одну из мировых религий, продолжает приходить на кувды и совершать богослужение по древней традиции? Он совершает грех с позиции вновь принятой религии. Он грешит там, где необходимы чистота и искренность. Мы же не ходим в церковь или мечеть с тремя пирогами и пивом. А что с нами бы сделали, если бы мы так поступили? Надо с уважением относиться к религиозным возрениям братьев по крови. Не надо грешить там, где они молятся.

Осетины поклоняются Единому и Великому Богу, который из пепла небесного огня, по просьбе бардуага огня, создал первонарта. Имя первонарту дал бардуаг огня. Однако не Адам это имя, а Сауасса. Что означает - Сиятельный Вестник Ас. Разве можно оставаться в осетинской культурной традиции, считая своим первопредком основателя иной культурной традиции? Супругой Сауассы стала Дочь Донбетра, которая родила ему трех сыновей: Бора, Болатбарзая и Дзылауа. Старший Бора был женат на Дочери Неба, которая родила ему близнецов Уархага и Уархтанага. От Уархага произошили Бората и Ахсартагата, а от Уахтанага произошли Алагата. Родословная Нартовских родов совсем не похожа на родословную потомков Адама. Отлична так же и версия творения мира, представленная в НК от версии творения мира представленной в Библии.

Е.А. Торчинов, отечественный религиовед, определяет религию как комплекс представлений, верований, доктрин, элементов культа, ритуала и иных форм практики, базирующийся на трансперсональном переживании того или иного типа и предполагающий установку на воспроизведение этого базового переживания.. Все эти составляющие, как мы видим, в осетинской традиции существуют. А осетинский Кувд позволяет достичь того переживания, в котором этот комплекс и был создан. Так почему же тогда осетинской религии не существует? Только потому, что кому-то так удобнее? Потому что нет писания? Или потому, что нет названия? Отсутвие писания и названия осетинской религии тоже один из распространенных доводов в пользу ее отсутствия. Однако у осетин есть устная традиция, равных которой по временному охвату практически нет. Это нартский эпос(НК). Почему осетины называют сами себя Ирон, а другие называют их Асы, Ясы, Осы ...? Ирон, как и Арий означает рожденный (см. работы А.Чочиева). И в этом глубокий религиозный смысл, ведь все мы рожденные, кроме первонарта Сауассы. Он - единственный нерожденный, но Единым и Великим Богом созданый. Он - основатель осетинской религиозной традиции и его имя имеет значение Сиятельный(Сау) Вестник(Уас) Ас(Асс). Поэтому другие народы нас и называют Асы, Ясы, Осы ... А это в свою очередь означает, что этническое имя осетин есть трансформация религиозного имени. Правы те, кто называет осетинскую религию Асдин, Уасдин, Ясдин, а ее последователей - Уасдан. В русском варианте осетинская религия должна именоваться как Ассианство.

В настоящее время среди осетин распространяют заблуждение о том, что если перевести на осетинский язык СП мировых религий, то мы сможем сохранить и свой язык, и свою культуру. Так ли это? Конечно, язык имеет важное значение для понимания культуры народа. Ведь в определенной степени с помощью языка мы впитываем родную культуру, как и с помощью глаз наблюдая поведение старших, как и с помощью запахов и вкусов вкушая освященную молитвой пищу. Взаимоотнощения языка и культуры сложны и многогранны, поэтому для начала определим, что такое культура. Существует несколько подходов к определению понятия культуры:это антропологический, аксиологический, нормативный, деятельный, знаково-символический. Однако, все эти различные определения можно выразить через этимологическое определение понятия культуры. Слово "культура" происходит от латинского слова, обозначающего - "возделывать". Древние римляне обозначали этим словом возделывание почвы и растений. Со временем это слово перенесли и на «возделывание», воспитание человека. Но для того, чтобы что-то возделывать, необходимы и то, что возделывают, и тот, кто возделывает. В отношении культурных животных и растений все предельно ясно- есть растение или животное, которое человек делает культурным. В отсутствии человека они дичают. Обобщив, можно сказать, что культура - это такая форма жизни, которая поддерживается внешней силой и меняется в отсутствии этой внешней силы, под воздействием среды обитания к своему дикому состоянию. Что же является внешней силой, создающей определенную форму человеческой культуры? Среда обитания? В определенном смысле - да. Она задает не только внешнюю форму человека, цвет кожи или разрез глаз, но и те мифологические образы, что присутствуют в верованиях народа. Понятно, что у народов проживающих в северных областях, мифологические образы холода более естественны и богаче, чем у народов, живущих в теплых климатических условиях. С другой стороны, мифологические образы, предания и верования народа являются основой его религиозного мировозрения. И поэтому, второй составляющей культурообразующей силы для человека является религия. Так как же мы сохраним самобытную осетинскую культуру, если не сохраним осетинскую религию? А никак не сохраним. Растворимся в христианской и мусульманской культурах. Кто-то скажет: ну и пусть, зато выживем. Это его позиция, к осетинской культуре отношения не имеющая. Ведь нарты гнилому потомству предпочли славную смерть. Культура является неотемлемой частью человеческого мира и она отображается в языке, как в средстве отображения мира. Меняются культурно-национальные стереотипы, те предания, верования и мифологические образы, о которых мы говорили, меняется и язык, ведь в нем они отображаются. Эти образы создают внутреннюю форму языка, которая является проявлением национальной культуры, народного духа. Как мы видели выше, образы НК и СП мировых религий, которые предлагается перевести на осетинский язык с целью его сохранения - это различные образы. А значит и внутренняя форма языка изменится. Останется ли сам язык? Останется, как набор звуков для сохранения и передачи чужих для осетинской культуры образов.

Алæг Алæгаты

Валерия Сергеевна Верхорубова

топ видео
новости региона