Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Вербовщики Магмадовы получили восемь лет колонии на двоих
26 декабря 2011 17:31 Понедельник

Мособлсуд вынес приговор уроженцам Чечни Апти и Айшат Магмадовым, которых обвиняли в содействии терроризму. Суд признал их виновными в вербовке в 2010 году в террористки-смертницы гражданки Литвы Эгле Кусайте. Апти Магмадов получил шесть лет колонии, а его сестра - два года заключения. Суд над Кусайте продолжается в Литве. 

25-летний Апти Магмадов и его 20-летняя сестра Айшат вместе со своей матерью уехали из Чечни еще в 1999 году. В столице молодые люди планировали получить образование. Их мать Тамара работала продавцом. В январе 2010 года брат и сестра были задержаны в результате спецоперации ФСБ в подмосковном поселке Кратово. Тогда чекисты отрапортовали о ликвидации ячейки ваххабитов, вербовавших террористов-смертников.

По мнению следователей ФСБ, Айшат уговорила свою знакомую из Литвы 20-летнюю Эгле Кусайте приехать в Россию, чтобы взорваться в людном месте или около военного объекта в Чечне. Саму несостоявшуюся террористку задержали несколькими месяцами ранее сотрудники департамента госбезопасности Литвы VSD в автобусе, направлявшемся в Москву. Как выяснилось, Кусайте попала в поле зрения литовских спецслужб после обращения ее родственников, которых беспокоило тесное общение принявший ислам молодой девушки с выходцами из Чечни. Вскоре стало известно, что деньги на дорогу - $500 - Кусайте действительно получила переводом от Магмадовых, пишет газета "Известия". 

На допросах, в которых принимали участие также российские чекисты, Кусайте первоначально рассказала о том, что собиралась стать террористкой, а Магмадовых знала как вербовщиков. Однако затем она отказалась от своих показаний и заявила, что их выбивали из нее силой и угрозами, используя подавляющие волю психотропные вещества. 

Апти и Айшат Магмадовы на допросах не отрицали, что несколько лет переписывались по электронной почте с Кусайте, но настаивали, что никого не вербовали. Деньги же своей литовской подруге они якобы просто одолжили. Однако, по версии следствия, Апти Магмадов специально ездил в Чечню, чтобы получить там деньги для вербовки смертниц.

Адвокат чеченцев Муса Хадисов считал, что на суде, проходившем в закрытом режиме, обвинение так и не смогло предоставить убедительных доказательств виновности Магмадовых. 

"Ни в одной распечатке переписки Айшат Магмадовой с Эгле Кусайте нет конкретных фраз, свидетельствующих о вербовке", - объясняет "Известиям" Хадисов. 

По его словам, в суде зачитывались показания Кусайте, из которых следует, что она еще с 13 лет бредила идеей "встать на путь Аллаха" и "отомстить за происходящее в Чечне". Адвокат считал, что Магмадовы попали в разработку ФСБ из-за двух своих братьев, которые являются членами бандподполья. 

Во время прений сторон гособвинитель запросил для Апти девять лет колонии, а для его сестры - пять лет. Суд вынес более мягкое решение: шесть лет и два года колонии общего режима соответственно. Айшат фактически весь этот срок пробыла под следствием в СИЗО, поэтому уже в конце января 2012 года выйдет на свободу.

Как пишет "Кавказский узел", Апти Магмадов был признан виновным по двум из трех эпизодов. По части 1 статьи 208 (организация незаконного вооруженного формирования) УК РФ, ему было назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы и по части 1 статьи 205 также был назначен срок наказания 5 лет. Путём совокупности и частичного сложения сроков, он приговорён к 6 годам колонии общего режима. Апти Магмадов был оправдан по части 2 статьи 208 (участие в вооруженном формировании) Уголовного кодекса, в связи с отсутствием состава преступления.

По окончании оглашения, адвокаты заявили, что обвинительный приговор в отношении Апти Магмадова они намерены обжаловать. Также они будут настаивать на полностью оправдательном приговоре суда, как в отношении своего клиента, так и в отношении его сестры, с целью признания её невиновной и снятия с нее судимости.

Защита Магмадовых в беседах с журналистами указывала еще на одну тонкость. Очень трудно провести грань между прекраснодушными рассуждениями и планированием каких-то реальных действий. Человек может сказать: "хорошо бы взорвать такой-то объект", но невозможно наказать каждого, кто хоть раз в жизни произносил нечто подобное. В связи с этим становится понятно, почему чеченцы собираются обратиться в Страстбург - ведь Европейский суд как раз защищает права человека, в том числе и право безнаказанно высказывать любое мнение (если речь, конечно, не направлена против какого-то из меньшинств). По мнению правозащитников, всегда необходимы весомые доказательства того, что человек намеревался и имел возможность реализовать свои мечты. Проще говоря, "когда убьют, тогда и приходите", отмечает Lenta.ru.

 

 

 

 

топ видео
аналитика