Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
На адвоката Хасавова завели дело
25 мая 2012 15:23 Пятница

Следователи возбудили уголовное дело в отношении адвоката Дагира Хасавова в связи с его высказываниями о необходимости "возрождения шариатских судов". Об этом сообщила пятницу журналистам официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева.

В интервью телеканалу РЕН 24 апреля Хасавов заявил, что в России нужен шариатский суд. По его словам, мусульманская община будет устанавливать свои правила, а если ей будут препятствовать, то последствия будут кровавыми.

"Мы у себя дома. Возможно, это вы здесь чужие, а мы у себя дома. Если кто-то будет против создания шариатских судов, мы зальем страну кровью, превратим Москву в мертвое озеро. Мы будем расширять эту сеть до размеров Арабского халифата. Все мусульмане должны быть объединены. Думаю, что Россия должна предоставить нам такую возможность", - заявил он. Адвокат отметил, что мусульмане не желают ввязываться в "многоступенчатую судебную систему" России, которая им чужда.

Прокуратура Москвы сочла заявления Хасавова экстремистскими. Материалы проверки были переданы руководителю Главного следственного управления СК РФ по Москве для уголовно-правовой оценки и производства процессуальной проверки.

Кроме того, в столичное управление Минюста была направлена информация о нарушениях федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и Кодекса профессиональной этики адвоката для решения вопроса о направлении в адрес Адвокатской палаты Москвы представления о прекращении статуса адвоката Хасавова, сообщает РБК.

Предложение адвоката вызвало бурю негодования. При этом духовные лидеры российских мусульман .

Глава Центрального духовного управления мусульман РФ Талгат Таджуддин пояснил, что муфтияты и так принимают посильное участие в разрешении споров между мусульманами. По его словам, верующие обращаются в духовные управления, если у них возникают религиозные вопросы, либо семейные, либо вопросы наследства, поскольку что в шариате эти правовые сферы несколько отличаются от светских, передает "Интерфакс".

Глава Московского муфтията Альбир Крганов в свою очередь заметил, что шариатские суды уместны в религиозных государствах, таких как Иран, Саудовская Аравия и Катар.

"В религиозном государстве шариатские суды заменяют верховный суд, органы прокуратуры, они не могут существовать в светском государстве. Сегодня словосочетание "шариатский суд" очень негативно воспринимается всем сообществом, в том числе самими верующими мусульманами, потому что мы видели, что творилось именем веры, когда на Кавказе убивали людей, там приговаривали к смертной казни. Эти варварские действия никак не оправданы верой, наоборот, они позорят веру", - сказал он.

"У нас в России исторически так сложилось что при духовных управлениях, муфтиятах были институты кадиев - духовных судей, наставников, которые давали людям наставления. Если человек верующий, живет этим, он прислушивается. Те же бракоразводные процессы, семейные отношения, вопросы наследства - кадий может ему объяснить, и это даже может привести к тому, что люди потом не дойдут уже до суда светского", - добавил Крганов, передает ИА REGNUM.

Но даже если говорить только о Северном Кавказе, где, по данным Хасавова, уже успешно действует шариатский суд, региональное мусульманское право не сможет вписаться в российскую правовую систему.

Действительно, кавказцы предпочитают "разбираться" без участия государственных органов. Но не всегда они руководствуются именно шариатом. У горских народов до появления ислама были свои традиции, из которых сложился местный правовой кодекс - "адат", который в чем-то совпадал, а в чем-то противоречил шариату. Сейчас многие противники исламизации Северного Кавказа настаивают на том, что региону не нужны привнесенные из других стран законы, которые убивают самобытность этноса. Но, по мнению Ахмета Ярлыкапова, старшего научного сотрудника Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН, "проблема противоречий шариата и адата была решена еще в 19 - начале 20 веков, когда большинство положений адата были приведены в соответствие с шариатом".

"Сегодня нет столкновения шариата и адата, а есть противоречия между пониманием шариата и адата разными группами мусульман, - пояснил он в комментарии корреспонденту GTimes. - Исламизация не привела нигде к потере самобытности принявших ислам народов. "Традиционное право" за годы советской власти было сильно трансформировано и большей частью забылось. Поэтому сегодня на Северном Кавказе мы наблюдаем активное конструирование такового, в частности, это происходит в адыгских регионах с хабзэ, традиционным морально-этическим кодексом. Большинство адыгских деятелей говорят о том, что хабзэ не противоречит исламу, и к середине 19 века, когда исламизация адыгов была в активной фазе, так и было. Небольшая же часть адыгских деятелей настаивает на уникальности хабзы, что это фактически отдельная адыгская религия, отличная от ислама".

Сейчас по шариату действительно решаются многие вопросы жизни северокавказских мусульман. Но только тогда, когда это не вступает в противоречие с федеральными законами. "Шариатское право там, где оно применяется (а применяется оно в основном на востоке Северного Кавказа, и там весьма ограниченно территориально и по общинам), ограничивается сферой личного статуса, не вторгаясь в сферу уголовную. Надо понимать, что шариат в той или иной мере присутствует в жизни мусульманина, потому что это религиозное право, и оно регулирует религиозную практику тоже", - подчеркивает Ахмет Ярлыкапов.

Шариатское право действует сейчас в России по принципу нотариальных контор, поясняет Владимир Бобровников: "Они заверяют, например, завещания, шариатские браки. До введения последней версии Уголовного кодекса РФ, многоженство каралось как уголовное правонарушение. Его никто не декриминализовал, просто убрали некоторые статьи, учитывая обстоятельства. Но с такими браками происходит очень много юридических казусов, связанных с собственностью, со спорами за наследство. По российскому законодательству, ссылаться на бумажку о шариатском браке невозможно. А так, по большому счету, эти "нотариальные конторы" - наследие фантастичных 90-х годов. Никаких прав по российскому законодательству у них нет".

топ видео
аналитика