Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Два взгляда на депортацию вайнахов
21 февраля 2014 20:01 Пятница
Два взгляда на депортацию вайнахов. 22068.jpeg

К семидесятой годовщине депортации горских народов наша страна так и не пришла к единой оценке этого решения Иосифа Сталина. Законом власть реабилитировала пострадавших, но на практике далеко не все положения нормативного акта исполнены. Президент Владимир Путин признал нарушения прав кавказских народов, но часть общества по-прежнему уверена, что ингушей, чеченцев, балкарцев, карачаевцев и прочих выселили справедливо, а ведь могли и расстрелять.

Когда вся Россия будет отмечать День защитника Отечества, Чечня и Ингушетия будут тихо скорбеть о жертвах депортации 1944 года. Ровно 70 лет назад 23 февраля началось поголовное выселение чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан "за пособничество фашистским оккупантам". Младенцев и ветхих стариков, беременных женщин и мужчин, демобилизованных ради этого с фронта, посадили в вагоны для скота и отправили на чужбину, оторвав от родной земли, от нажитого годами добра, от привычного образа жизни. По документам конвоиров, смертность среди высланных вайнахов была ниже, чем годом ранее в Чечено-Ингушской АССР, однако трудности переезда и адаптации на новом месте, голод, холод и болезни привели к резкому сокращению численности двух народов. Депортация сопровождалась расстрелами неповиновавшихся и калек. В селении Хайбах людей закрыли в конюшне и сожгли заживо. По мнению чеченских историков, там было уничтожено около 700 человек, хотя расследовавшая это дело прокуратура смогла обнаружить останки лишь шести трупов.

Читайте по теме: "Пепел" чеченцев

Сейчас мы живем в мире, в котором провозглашена ценность каждой человеческой жизни. В прошлом веке ради победы жертвовали миллионами людей, и во имя коммунизма репрессировали сотни тысяч советских граждан при малейшем сомнении в их преданности заветам Ильича. Поэтому удивляться депортации целых народов на основании того, что несколько тысяч человек из них дезертировали и занимались бандитизмом, да еще и симпатизировали врагу, не приходится.

Петербургский публицист Игорь Пыхалов несколько лет назад изучил и подробно изложил все аргументы советской власти в пользу депортации в книге "За что Сталин выселял народы". Это исследование послужило поводом для угроз и даже избиения автора. Однако эта книга встречается в ингушских библиотеках, что говорит о желании вайнахов разобраться в причинах столь жестокого обращения с ними. С момента ее издания прошло несколько лет бурной заочной полемики в Интернете чеченских и ингушских исследователей с Пыхаловым, и накануне годовщины депортации корреспондент BigCaucasus поинтересовался у Игоря Васильевича, не изменился ли его взгляд на события 70летней давности.

— Не изменился. Наоборот, те новые данные, которые я узнаю, подтверждают общую картину, — ответил он.

— Чеченский писатель Герман Садулаев после нападения на Вас написал, что он готов защищать ваше право на личное мнение, но он никогда не согласится с принципом коллективной ответственности за преступления отдельных личностей. Вы этот принцип поддерживаете?

— Я считаю, что принцип индивидуальной ответственности — это искусственная конструкция, которая работает только в атомизированном обществе, какое сейчас существует на Западе. Где люди, вступающие в брак, заключают брачный контракт, а дети стучат на родителей в ювенальную юстицию. А если взять русскую деревню времен начала 20 века, то там соседи не давали показания против соседей. Если же говорить о традиционных обществах, как у чеченцев и ингушей, там и сейчас, если член общины совершает преступление, показания против него давать не будут. Поэтому там должен применяться принцип коллективной ответственности. Это совершенно нормально и логично.

— Чеченцы, вступая с Вами в спор, часто напоминают, что на стороне Гитлера выступала Русская освободительная армия Власова и другие русские подразделения. Но русских же при этом не стали выселять как народ.

— Такой аргумент используют не только чеченцы, но и другие выселенные народы. Здесь важно определить соотношение по ту и по эту сторону фронта. Если взять всех, служивших Гитлеру, а их было порядка 800 тысяч — миллиона, русских там было около 200 тысяч. В основном были другие национальности. Но при этом русских в рядах Красной армии, флота и других формирований погибло в ВОВ свыше пяти миллионов. То есть тех русских, кто воевал за советскую армию, в десятки раз больше, чем тех, кто служил Гитлеру. Если же мы возьмем чеченцев и ингушей, то Гитлеру среди них служили не многие, хотя несколько рот там было. Главное их преступление перед советской властью — это массовое дезертирство и бандитизм. За три года, с 41 по 44 год на территории ЧИАССР было задержано четыре с половиной тысячи бандитов, включая убитых и взятых в плен. В то же время из числа чеченцев и ингушей, служивших в Красной армии, погибло или пропало 2,3 тысячи человек, то есть вдвое меньше. Там было три восстания. Так что хватает "заслуг".

— Как Вы прокомментируете факты героизма вайнахов, в частности, то, что первым советским офицером, пожавшим руку командиру передовых американских частей генералу Боллингу на Эльбе, был чеченец, подполковник Мовлади Висаитов, а флаг над Рейхстагом первым водрузил чеченец Абдулхаким Исмаилов, а не грузин Кантария?

Висаитов действительно честно и добросовестно воевал, хотя не знаю, был ли он первым на Эльбе. Что касается Рейхстага, думаю, что это просто выдумка. У чеченцев и ингушей в силу того, что они подзадержались на родовом строе, не существует истории, а существует только эпос. С историческими фактами они обращаются слишком вольно и любят их приукрашивать. Это все равно, как если бы мы судили бы о древнерусской истории по тексту русских былин. Наши соотечественники имеют привычку преувеличивать подвиги, в том числе и реальные. Я приведу пример времен Первой мировой воны. Сейчас пиарят эпизод о том, что ингушский или чеченский полк Дикой Дивизии разгромил железную дивизию немцев. Этот эпизод имел место быть, но речь шла о разгроме батальона численностью около 500 человек. Командир ингушского полка по этому поводу дал телеграмму начальнику Терской области. Наши фантазеры из вайнахской интеллигенции превратили батальон в дивизию, а телеграмму командира — в телеграмму Николая Второго. Я телеграмму видел в газете того времени, и она не царская. Так они сами себе оказывают медвежью услугу, когда реальные подвиги они доводят до абсурда. Хотя у них действительно были примеры реального героизма.

— Есть еще одна версия о причинах выселения народов Сталиным. Согласно ей, в Крыму и на Юге России должно было быть создано еврейское государство, и для него освобождалась территория. Вы встречали документы, подтверждающие эту версию?

— Я не считаю эту версию правдоподобной. Для Северного Кавказа она точно не подходит, так как там депортация шла чересполосицей. В КБР выселили только балкарцев, в КЧР только карачаевцев. Это связано с тем, что эти народы сотрудничали с Гитлером. Что касается крымских татар, то это народ, который точно заслужил депортацию, потому что там из 200 тысяч населения 20 тысяч служили немцам.

— А как Вы относитесь к тому, что ингуши и чеченцы отмечают день депортации? Признаете ли Вы, что для них это все-таки трагическая дата?

— Для них, может, и трагическая. Но у нас со времен Никиты Хрущева, как я считаю, этому дана неверная оценка. Эти народы совершили реальные преступления перед советской властью, перед советским народом и государством. Они были наказаны заслуженно и достаточно мягко, потому что в военное время за дезертирство полагалась смертная казнь, а их просто выселили. И я думаю, что если бы Сталин прожил дольше, их просто вернули бы из ссылки, как это произошло с "кулаками". Но люди бы знали, что понесли наказание заслуженно. А поскольку было объявлено, что высылка была незаконной, они себя чувствуют невинными жертвами. Я считаю, что было бы правильным со стороны властей республик и страны не педалировать этот вопрос каждый год.

Подход Игоря Пыхалова к проблеме депортации по-советски не учитывает частности. Да, были герои-вайнахи на фронте, стояли насмерть за СССР, а в это время их семьи вместе с семьями бандитов высылали сотрудники НКВД, "тыловые крысы", не слыхавшие свиста фашистских пуль. Они наказывали целые народы, хотя какое отношение имели дети и женщины к преступлениям против государства?

Естественно, вся риторика Пыхалова вызывает у чеченцев и ингушей бурю негодования. Руководитель ингушской правозащитной организации "МАШР" Магомед Муцольгов даже обращался в прокуратуру с просьбой проверить книги публициста на разжигание межнациональной розни. А дату депортации, по его мнению, отмечать нужно не только в республиках, но по всей стране, перенеся День защитника Отечества.

— Не только моральные, но и правовые проблемы, вызванные депортацией, до сих пор не решены, — подчеркнул Магомед Адамович в комментарии корреспонденту BigCaucasus. — Обязательства государства до сих пор не выполнены перед людьми, не исполнен закон о реабилитации репрессированных народов.

— Вы говорите о возврате Ингушетии Пригородного района?

— Да, я говорю о территориальной реабилитации, о возврате района, о возвращении людей в места прежнего проживания, о достойной компенсации людям, которые лишились во время выселки всего имущества. Их срывали с родных мест и в скотных вагонах отправляли в чистые поля. И вопрос морально-этический: 23 февраля мы празднуем День защитника Отечества. Но в этот день не происходило никакого такого общенационального события. А для двух народов, а это полтора миллиона наших с вами сограждан, это день трагедии. Во время высылки мы потеряли 45 процентов населения. Любой национальный праздник может быть изменен в память о погибших людях. То же касается и 8 марта, когда высылали балкарцев. Я думаю, уважать и любить женщин нужно круглый год, а не в один день. Тем более, есть уже День матери.

В самих республиках ведь проводятся мероприятия. В Ингушетии открылась выставка, посвященная депортации, в Чечне перенесли памятник депортированным на новое место, где он будет на хорошем обзоре.

— Конечно, формальности будут. 23 февраля на митинге заправляют власти, это больше политический, чем общественный митинг. У властей есть необходимость такого имиджевого появления в этот день. Они в этот же день поедут к военным или силовикам и будут поздравлять их с Днем защитника Отечества. Но это несовместимые вещи. Твоих предков много лет назад в этот день убили, многие погибли в дороге, половина народа не вернулась, а ведь они тоже принимали участие в защите Отечества, но их семьи были сосланы. Отдать дань своим предкам, конечно, важнее, но для политиков это не так.

На судьбе лично Вашей семьи отразилась депортация?

— Конечно. Мне кажется, нет чеченской или ингушской семьи, которую она бы не задела. Мой отец вырос сиротой, его воспитывал дядя. В ссылке погибли мои дедушка и бабушка, родители моего отца, и его две сестры. Он и его двоюродный брат выжили. Отец потом всю жизнь очень трепетно относился к сиротам. То, что он в четыре года остался без своей семьи, отложило на нем серьезный отпечаток.

— Игорь Пыхалов оправдывает депортацию дезертирством и бандитизмом среди чеченцев и ингушей и говорит, что для традиционных обществ должен применяться принцип коллективной ответственности. Что бы Вы на это ответили?

— У нас в государстве немало нехороших людей, которые говорят о коллективной ответственности. Ну что ж, давайте тогда ставить к стенке всех чиновников, которые воруют, и их семьи. Игорь Пыхалов известен фашистскими лозунгами. Этот человек ссылается на материалы НКВД. Представьте, вы меня убиваете и пишете какие-то там документы, и потом на вас же ссылаются, говоря, что двое умерли от ангины, а третий с санок упал. Ну давайте ссылаться на документы гестапо, когда будем подсчитывать, сколько людей умерло в концлагерях. Человек сочтет за оскорбление ссылки на такие документы, а Пыхалов ссылается и оскверняет память погибших людей, тех, кто незаконно был сослан и потерял огромное количество своих соплеменников и своих близких.

— Когда Вы обращались в прокуратуру по поводу книг Пыхалова, Вы получили ответ?

— Нет. Он, если не ошибаюсь, в Санкт-Петербурге живет. Но у нас странно прокуратура работает. На Кавказе за незначительные высказывания людей убивают, а москвичам и питерцам, политикам разного уровня, позволено говорить все что угодно, оскорблять и разжигать межнациональную рознь, и им ничего не будет. И Жириновский, и Ткачев пример этому.

— Вы говорите о возврате Ингушетии Пригородного района?

— Да, я говорю о территориальной реабилитации, о возврате района, о возвращении людей в места прежнего проживания, о достойной компенсации людям, которые лишились во время выселки всего имущества. Их срывали с родных мест и в скотных вагонах отправляли в чистые поля. И вопрос морально-этический: 23 февраля мы празднуем День защитника Отечества. Но в этот день не происходило никакого такого общенационального события. А для двух народов, а это полтора миллиона наших с вами сограждан, это день трагедии. Во время высылки мы потеряли 45 процентов населения. Любой национальный праздник может быть изменен в память о погибших людях. То же касается и 8 марта, когда высылали балкарцев. Я думаю, уважать и любить женщин нужно круглый год, а не в один день. Тем более, есть уже День матери.

В самих республиках ведь проводятся мероприятия. В Ингушетии открылась выставка, посвященная депортации, в Чечне перенесли памятник депортированным на новое место, где он будет на хорошем обзоре.

— Конечно, формальности будут. 23 февраля на митинге заправляют власти, это больше политический, чем общественный митинг. У властей есть необходимость такого имиджевого появления в этот день. Они в этот же день поедут к военным или силовикам и будут поздравлять их с Днем защитника Отечества. Но это несовместимые вещи. Твоих предков много лет назад в этот день убили, многие погибли в дороге, половина народа не вернулась, а ведь они тоже принимали участие в защите Отечества, но их семьи были сосланы. Отдать дань своим предкам, конечно, важнее, но для политиков это не так.

На судьбе лично Вашей семьи отразилась депортация?

— Конечно. Мне кажется, нет чеченской или ингушской семьи, которую она бы не задела. Мой отец вырос сиротой, его воспитывал дядя. В ссылке погибли мои дедушка и бабушка, родители моего отца, и его две сестры. Он и его двоюродный брат выжили. Отец потом всю жизнь очень трепетно относился к сиротам. То, что он в четыре года остался без своей семьи, отложило на нем серьезный отпечаток.

— Игорь Пыхалов оправдывает депортацию дезертирством и бандитизмом среди чеченцев и ингушей и говорит, что для традиционных обществ должен применяться принцип коллективной ответственности. Что бы Вы на это ответили?

— У нас в государстве немало нехороших людей, которые говорят о коллективной ответственности. Ну что ж, давайте тогда ставить к стенке всех чиновников, которые воруют, и их семьи. Игорь Пыхалов известен фашистскими лозунгами. Этот человек ссылается на материалы НКВД. Представьте, вы меня убиваете и пишете какие-то там документы, и потом на вас же ссылаются, говоря, что двое умерли от ангины, а третий с санок упал. Ну давайте ссылаться на документы гестапо, когда будем подсчитывать, сколько людей умерло в концлагерях. Человек сочтет за оскорбление ссылки на такие документы, а Пыхалов ссылается и оскверняет память погибших людей, тех, кто незаконно был сослан и потерял огромное количество своих соплеменников и своих близких.

— Когда Вы обращались в прокуратуру по поводу книг Пыхалова, Вы получили ответ?

— Нет. Он, если не ошибаюсь, в Санкт-Петербурге живет. Но у нас странно прокуратура работает. На Кавказе за незначительные высказывания людей убивают, а москвичам и питерцам, политикам разного уровня, позволено говорить все что угодно, оскорблять и разжигать межнациональную рознь, и им ничего не будет. И Жириновский, и Ткачев пример этому.

Светлана Болотникова

топ видео
новости региона