Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Земельный вопрос как угроза стабильности
19 февраля 2013 16:46 Вторник

Пока временно исполняющий обязанности президента РД Рамазан Абдулатипов формирует кабинет министров, смещает чиновников и ратует за борьбу с коррупцией и загрязненностью дагестанских городов, некоторые граждане решили не ждать, пока пройдут 100 дней президентства, и набросились на нового главу Дагестана с критикой.

Представители чрезвычайного съезда кумыкского народа, прошедшего 12 февраля в Пятигорске, обратились с письмом к Владимиру Путину, в котором обвинили власти Дагестана в ущемлении интересов кумыков при решении кадровых и земельных вопросов в республике. Главным предметом обсуждения стал вопрос о земле. Делегаты заявляли, что в Дагестане "посредством массового выделения земли жителям горных районов под отгонное животноводство" идет "фактический отъем земель" у традиционно проживающих на равнине кумыков. "Отъем", по мнению участников кумыкского съезда, производится с помощью придания статуса новых населенных пунктов точкам временного размещения арендаторов земли, причем с бюджетным финансированием. При этом вопросы решаются без участия кумыкских обществ. Кумыки, занимающиеся аграрным бизнесом, практически не получают грантов на развитие и "не имеют доступа к кредитным ресурсам Россельхобанка".

Ссылаясь на высказывание Рамазана Абдулатипова о том, что в Дагестане нет этнических земель, а земли должны и будут принадлежать тем, кто на них работает и будет вкладывать в них деньги, кумыкские делегаты высказали своё недовольство новым руководством Дагестана. В их письме Путину говорится, что "именно земельный вопрос стал причиной целого ряда межэтнических столкновений в равнинной части Дагестана". Молодой активист Зайнал Ибрагимов, к примеру, возмущен проблемами экологии. В ходе съезда он говорил об экологических последствиях хищнического отношения к земле. "Святое для кумыков место Тарки-тау уже окружено 17 карьерами, и это не только стирает историческую память, но и приводит к осушению вод, оползням и камнепадам", - было отмечено в его выступлении.

Отвечать обиженным кумыкам почти никто не стал - ни временно исполняющий обязанности президента РД Рамазан Абдулатипов, ни кто-либо из нового правительства. Требования чрезвычайного съезда кумыкского народа об инвентаризации земель отгонного животноводства и создании Таркинского района не нашли понимания у чиновников Дагестана.

Мало того, в республике наблюдается недопонимание и внутри самой кумыкской народности. Яркий пример этому - комментарий депутата Народного собрания Дагестана, члена фракции КПРФ Биярслана Изиева, кумыка по национальности. "Несколько сот человек, собравшихся в Пятигорске на "Конгресс кумыкского народа", не могли представлять весь кумыкский народ. Поэтому заявленные там требования об отзыве депутатов кумыкской национальности не имеют никакой силы, - приводит мнение Изиева агентство "ИА REGNUM". - О том, что будет проходить съезд, депутатам Народного собрания не сообщили. Ни с кем из представителей властей не согласовали. Процедура отзыва депутатов прописана в законе, конгрессы и собрания не могут отзывать депутатов. Тем более, неизвестно, кто это мероприятие организовал, кто делегировал туда людей", - заявил депутат.

Практически такой же позиции придерживается полпред президента РФ в СКФО Александр Хлопонин, хотя именно с ним и связывали свои земельные "чаянья" кумыки, собравшиеся в Пятигорске. Однако ответ Хлопонина, кажется, оставляет их без шансов на понимание. "Это уже не первая попытка, которая осуществляется представителями разных национальностей. Я хотел бы отметить, что те люди, которые собрались, не представляют интересы всех кумыков, проживающих на территории других наших субъектов. Это попытка в очередной раз поторговаться определенными региональными должностями. Думаю, что это деструктивно. Руководство Дагестана, безусловно, учтет позицию третьей титульной нации в республике, но это не методы, которыми надо действовать для достижения цели", - обозначил свое позицию полпред.

В практически таком же недоумении находится и другой видный политический деятель кумыкского происхождения Сапиюлла Карачаев, депутат Народного собрания РД. "Сам факт проведения съезда за пределами Дагестана и обращения не к вновь назначенному президенту РД, а к президенту РФ (который, кстати, доверяет президенту РД) наводит на определенные мысли. Первое, сам я по национальности кумык, но о проведенном съезде я, мои родственники и окружение узнали из СМИ. Возникает вопрос, как отбирались делегаты съезда, в том числе и из поселка Тарки, откуда я родом? Никто в поселке об этом не знал, не было никакого схода либо собрания жителей. Ведь если это делегаты от населенных пунктов, то их должно выбирать население по месту жительства, а население Тарков не участвовало в выборах делегатов. Полагаю, что аналогичным способом "выбирали" и остальных делегатов в других населенных пунктах. Какова тогда их легитимность? А если нелегитимны они, то легитимно ли принятое ими решение, могут ли они присваивать себе право говорить от всего кумыкского народа, выбирать себе председателя?, - задается вопросом Карачаев. - Из всего этого напрашивается вывод, что за проведенным съездом стоят лица, желающие в такой трудный момент дестабилизировать и без того неспокойную обстановку в республике. Если это так, то мы им спекулировать кумыкским народом не позволим".

Гражданский корпус со своим ответом в социальной сети тоже не задержался. Дагестанцы считают, что такие исторические вопросы нужно решать руководству республики "очень ювелирно, учитывая целостность Дагестана, его будущее и настоящее, при этом не дискриминируя народ". Хотя именно на это и жалуются кумыки. К примеру, житель республики Али Алиев считает, что претензии кумыков беспочвенны: "Всем кумыкам, в том числе каждому члену семьи, проживающим в Махачкале, в том числе в поселке Тарки, были выделены участки по 10 соток в поселке Семендер для постройки домов и для подсобного хозяйства. А они, в том числе и мои друзья, что сделали? Вместо того чтобы использовать участки по назначению, продали их по 1000 долларов в 1990-1993 годах. Сегодня эти участки стоят не меньше 50 тысяч долларов США. Это только один пример".

Интересно также и мнение простых кумыков, не претендующих на должности и не стремящихся занять кресло министра. К примеру, Магомед Акаев считает, что у кумыков однозначно есть своя этническая территория: "За нее веками наши предки проливали кровь, и мы будем отстаивать ее всеми доступными средствами. Право наций на самоопределение, закрепленное в международном праве, никто не отменял. Ее реализация предполагает соответствующие права этих наций на свою этническую территорию. Общепризнанными уже являются права коренных народов, включая права собственности и владения в отношении земель, которые они традиционно занимают. Хоть Россия до сих пор не ратифицировала Конвенцию Международной организации труда N 169 "О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" от 27.06.1989 г. и воздержалась при принятии Декларации ООН о коренных народах, подавляющее большинство стран уже признали права коренных народов. Рано или поздно России также придется их ратифицировать, и мы должны способствовать тому, чтобы это случилось как можно быстрее. Иначе это будет толкать нацменьшинства к неприемлемым для России формам сепаратизма".

Вот мнение еще одного кумыка, Махмуда Устарханова: "Не менее острым для кумыков является и вопрос доступа к руководящим должностям. Дело в том, что кумыки сыграли одну из ведущих ролей в создании республики, но уже более 80 лет не допускаются на должность главы Дагестана. Хотя в основном политическая и экономическая жизнь региона происходит на территории кумыков. И большинство населения также проживает на кумыкской территории".

Мурад Абдуллаев

топ видео
новости региона