Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Нацбезопасность Грузии рискует обабхазиться
15 марта 2011 18:04 Вторник

Во второй половине XIX века, после Кавказской войны, многие районы Абхазии опустели: по меньшей мере половина местных жителей ушла в Турцию. Грузия, которая выступила на стороне России при подавлении горского сопротивления, рассчитывала на территориальные бонусы. Однако российские власти не спешили заселять опустевшие земли мегрельцами. Там появились селения русских, украинских и греческих мигрантов, там позволили приютиться спасающимся от османской резни армянам... В конце XIX века большинство жителей составляли абхазы, но переселенческие общины продолжали наращивать свою численность. А вот грузин было совсем мало, всего каких-то четыре процента населения.

Тогда в Тбилиси задействовали всю мощь своего политического интеллекта. Ученые одну за другой выпускали статьи, объясняя, почему именно грузинами и мегрельцами проще заселять Абхазию. Среди доводов попадались и такие, как способность мегрельцев переносить малярию лучше русских. В итоге им все же дали зеленый свет для переезда на абхазскую территорию. С этого момента можно вести отсчет истории конфликта в его современном понимании: грузины пришли не просто жить и хозяйствовать, они принесли с собой идеологию. Очень оперативно их академическая мысль соорудила постулат "Абхазия - это Грузия". А поскольку политическая конъюнктура, особенно на заре Советской власти, благоприятствовала Тбилиси, то применить идеологические установки на практике не составило особого труда.

Вот этапы грузинизации Абхазии: смена абхазских фамилий местных жителей на грузинские, перевод всего делопроизводства на грузинский язык, перестройка на грузинский манер храмов и церквей, переименование сел и городов, закрытие абхазских школ, переписывание истории. Но самой главной победы Грузия достигла в результате демографической революции: численность абхазов за целый век увеличилась с 50 до 100 тысяч человек, а грузин - с 10-15 тысяч до 240 тысяч. Так что к концу советского периода некоторые районы Абхазии стало практически невозможно отличить от грузинских.

Если бы Сталин поступил с абхазами так же, как с крымскими татарами или месхетинцами, то грузинизация завершилась бы ошеломляющим успехом. Но он не успел. И после смерти вождя Абхазия начала возвращать все на круги своя, не желая признавать себя Грузией. Отыгрывать назад пришлось не одно десятилетие. Сначала удалось возродить абхазские школы, начать издавать независимую от грузинской цензуры учебную и научную литературу, вернуть некоторые названия городов и сел.

И даже веселясь вместе, сидя на свадьбах за одним столом, создавая семьи, два народа не могли забыть о существующих между ними противоречиях. Вопрос о том, кого считать хозяевами в Абхазии, неминуемо вел к конфликту. А теперь лидер грузинских христиан-демократов Гиорги Таргамадзе наивно полагает, что, внеся в концепцию грузинской безопасности пункт об угрозе исчезновения абхазов, заслужит их доверие. Но ему не поверят.

 

Антон Кривенюк

< 1 2
топ видео
новости региона