Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Новости региона Тема дня Актуально Аналитика В мире
Арестанты и правозащитники
14 мая 2009 10:32 Четверг

2696.jpegГоворят, на любое событие в Грузии имеется как минимум две точки зрения. На деле гораздо больше. Мухрованский мятеж не стал исключением. Для одних - это фарс, театрализованное представление Саакашвили, для других - образцовая работа грузинских спецслуб. В итоге разнятся и оценки относительно расследования этого инцидента.

На днях был задержан Нугзар Отанадзе - брат Кобы Отанадзе, одного из обвиняемых в участии в мухрованском мятеже, за информацию о мастонахождении которого МВД Грузии объявило награду в 30 тысяч долларов. «Мой подзащитный не смог мне объяснить, в чем его обвиняют. На данном этапе он не является ни подозреваемым, ни тем более обвиняемым по делу», - цитирует РИА Новости Онисе Мебония, адвоката Нугзара. В тот же день Онисе Мебония сообщил, что его подзащитный избит и в данное время находится под стражей в одном из зданий МВД.

Народный защитник Грузии Созар Субари давно не скрывает своих политических симпатий и антипатий. Он не только неоднократно выступал с критикой в адрес властей, но в конце 2008 года отказался от награды президента Польши Леха Качиньского за вклад в дело защиты прав человека. По той причине, что необходимым условием для ее вручения было согласие президента Саакашвили. 13 мая Созар Субари потребовал расследования факта избиения пяти заключенных, проходящих по делу о военном мятеже в Мухровани. «У заключенных наблюдаются серьезные повреждения и явно видны следы пыток. Это Акакий Апциаури, Николоз Дзидзилашвили, Темур Меликидзе, Сандро Ошагури и Нугзар Отанадзе», - сообщил журналистам омбудсмен, отметив, что самые тяжелые повреждения наблюдаются у Нугзара Отанадзе.

Полицейское ведомство тутже выступило в свою защиту. Как сообщают грузинские СМИ, МВД Грузии опубликовало заявление, в котором указало, что «Нугзар Отанадзе, брат разыскиваемого Кобы Отанадзе, во время задержания оказал сопротивление сотрудникам правоохранительных органов и попытался бежать, в следствии чего получил незначительные телесные повреждения». Утверждения народного защитника об избиении остальных четырех заключенных МВД не комментирует.

Что на самом деле произошло в мятежном батальоне до сих пор никому не известно. Да и вряд ли расследование, даже межуднародного уровня, прольёт свет на эту смутную историю, разразившуюся в разгар внутриполитического противостояния. На данный момент очевиден лишь один факт - идет противостояние между гражданским обществом и правоохранительными органами, которые сохраняют верность Саакашвили. И оппозиция, и полиция за время протестных акций, которые длятся уже больше месяца, допустили целый ряд правонарушений. Причем ни одни, ни другие, как правило, не скупятся на обвинительные речи в адрес друг друга.

Так что сегодня Грузия живет по принципу - любое действие рождает противодействие. Любой хитрый и продуманный ход со временем оборачивается против игрока. Так произошло и с мухрованским бунтом, и обезвреженными грузинскими спецслужбами шпионами - Вахтангом Маисая и Ираклием Баткуашвили. Так полковник ВС Грузии Ираклий Баткуашвили, который обвиняется в сотрудничестве с Маисая и разглашении государственной тайны, не признает себя виновным. Признательные показания Самого Маисая тоже выглядят весьма сомнительно. Ведь точной оперативной информации о передвижении и местонахождении войск (в передаче которой противнику обвиняют Маисая), во время августовских событий зачастую не имело даже грузинское военное руководство. Да и получение 3 тысяч евро за гостайну выглядит как-то нелепо.

Разоблачением мухрованского мятежа и задержанием шпионов властям удалось лишь потянуть время. Ведь оппозиция тогда отказалась об блокады автотрасс. Однако последовавшие вскоре за этим переговоры лидеров непарламентской оппозиции с Саакашвили завершились безрезультатно, и вновь встает угроза перекрытия автомагистралей. Более того, правозащитники уж точно не закроют глаза на синяки и кровоподтеки у задержанных в связи с мухрованским мятежом.

Да и «клуб генералов», к которому, по версии МВД, ведут ниточки бунта в Мухровани, также требует прекратить преследование их коллег. «Мы имеем четкую позицию по той военной авантюре, участником которой невольно стали грузинские вооруженные силы, и в отношении тех нездоровых процессов, которые последние годы происходят в грузинской армии и ведут к ее моральному уничтожению. Мы требуем прекращения морального преследования уволенных из армии военнослужащих и психического воздействия на членов их семей», - цитирует GHN заявление клуба. Бывшие генералы в распространенном документе указывают на то, что их невмешательство во внутренние политические процессы ни в коем случае не означает отсутствие гражданской позиции и безразличие к сложной ситуации в стране.

Грузинские эксперты полагают, что преследование высокопоставленных военнослужащих прошлых лет, а также арест Вахтанга Маисая и Ираклия Баткуашвили является частью операции по «чистке» в армии. Ведь многие военные не скрывают своего недовольства тем, что власти втянули армию в заведомо проигрышную войну в августе. Не по душе им и излишняя политизация армии на фоне набирающего обороты противостояния.

Священник между митингующими и спецназом. Фото: Интерпрессньюс

Ирина Пташковская

топ видео
новости региона